Идеи открыть свой бизнес в парке в преддверии весенне-летнего сезона — вещь перманентная, как большой трафик, прежде всего и влекущий предпринимателей к зелёным городским территориям. И перспективных ниш, казалось бы, много. Однако на пути их освоения есть ряд препятствий — не последнее место занимает вопрос соответствия конкретного предложения "идеологии" парка. Ведь в рекреационной зоне комфорт пребывания и определённая атмосфера складываются из множества составляющих. При этом концепция ничуть не мешает самому парку создавать новые традиции и даже зарабатывать на первоочередную цель — восстановление и содержание. О проблемах, решениях, этикете и взаимодействии с бизнесом "ДП" рассказал Павел Селезнёв, директор ЦПКиО им. С.М. Кирова.
Павел Селезнёв, директор ЦПКиО им. С.М. Кирова
Существует много точек зрения на то, какими должны быть современные парки: какой придерживаетесь вы?
— Когда я пришёл работать в ЦПКиО им. С.М. Кирова в 2001 году, было 2 концепции: одна предлагала всю западную часть парка отдать под застройку, а другая, которую я и те, кто со мной пришёл, отстаивали — сохранить парк как исторический. И прижилась вторая концепция.
У меня, конечно, есть видение того, какими должны быть парки, но Елагин остров — всё же стоит особняком. Здесь есть определённые ограничения по преобразованию концепции: это исторический парк, КГИОПовский, это особо охраняемая природная территория. Это единственный из островов в дельте Невы, целиком превращённый в архитектурно-парковый ансамбль. Он хорошо сохранён, так сложно сказать про другие парки, потому что они, скажем, пострадали от цивилизации намного больше.
Наверное, это последний исторический парк в центре Петербурга, где присутствуют настолько старовозрастные деревья, например, 300-летние дубы — таких уже в городе практически нет. У нас очень много лиственниц и дубов, которые моложе, но и им уже около 200 лет, это тоже очень интересные деревья. В парке многие гуляют и смотрят перед собой, а вообще имеет смысл наверх смотреть. Открывается совсем другая картина.
Т.е. в первую очередь мы говорим о сохранении "природной истории". Сюда же относятся и гнездовья птиц. Они получают возможность достаточно комфортно существовать в естественных условиях, но, по сути, в центре города.
При этом, есть ряд осознанных действий со стороны команды парка, которые по незнанию посетителей подвергаются критике. Простой пример: недавно во время грозы упал дуб — но мы его не убираем, поскольку там гнездо. Мы подождём, пока вылупятся птенцы и смогут его самостоятельно покинуть. В некоторых зонах парк не плохо выкошен: просто растения должны отцвести, а семена — упасть в почву. Кроме того, трава затем останется как естественное обогащение почвы, а у нас в этом очень большая потребность, т.к. земля постоянно проседает.
Есть и другие особенности: например, мы не разрешаем сидеть на газонах в дворцовой части острова. Таких вольностей не позволяет само место и соседство архитектуры, которая "обязывает". Для "принятия солнечных ванн" и пикников есть специально отведённые территории в другой части парка. Мы придерживаемся идеи зонирования под определённые задачи. Но это вскрывает и проблему: ЦПКиО не может соперничать с рядом других общественных пространств города, которые хорошо оснащены и могут себе позволить проведение разного рода мероприятий.
Но ведь у вас тоже есть своя программа?
— Да, есть локальные участки в парке, которые позволяют проводить арт-мероприятия и концерты. Также у нас есть 2 сцены, в хорошем состоянии, после ремонта. Но если говорить о более современном оборудовании — то здесь мы зависим от КГИОП, т.е. очень ограничены в действиях.
При этом, мы считаем, что у Елагина острова есть уже некая устоявшаяся традиция, концепт. И мы соглашаемся принять у себя только те проекты, которые этому соответствуют. Например, фестиваль "Опера всем" является топовым уже на уровне города.
К востребованным проектам также относится Фестиваль тюльпанов, традиционно состоявшийся в мае?
— Верно. И одновременно это дополнительная возможность для парка заработать. Мы тоже "корыстная организация": государство выделяет определённое количество средств, но этого недостаточно для реализации всех наших задач. Мы можем отчитаться за каждую копейку: есть все соответствующие документы, нас тщательно проверяют. Деньги, которые парк зарабатывает, идут, в первую очередь, на зарплату сотрудникам, а во вторую — на текущее содержание парка. Примерно доход ЦПКиО им. С.М. Кирова составляет 100 млн рублей в год. Это более-менее стабильная цифра, конечно, она может вырасти, но для этого придётся увеличивать цену входного билета, а на это мы не решаемся. Сегодня билет стоит 100 рублей, вроде, небольшие деньги, но посетителей много — и от этого у парка хороший доход.
И на Фестивале тюльпанов благодаря хорошей погоде в этом году было много гостей. Пожалуй, он заслужил статус нашего самого красивого мероприятия: хорошее музыкальное сопровождение, флорариум — мы каждый раз стремимся привнести в программу что-то новое. При этом фестиваль получил признание и известность не только среди петербуржцев: в 2019 году он вошёл в топ-10 лучших тюльпановых дестинаций мира. В первый раз мы его провели в 2013 году, тогда на 1 тыс. м2 посадили 40 тыс. тюльпанов, а в 2021-м на 4 тыс. м2 — уже 200 тыс. тюльпанов. Были бы у нас физические возможности, даже не финансовые, мы могли бы увеличить эти показатели: мы всё делаем своими силами, не привлекаем подрядные организации, конечно, сотрудникам тяжело поднять такой объём. Но праздник короткий, две недели, а затем продолжение: тюльпаны отцвели, они должны "отсидеться" в земле, потом их надо выкопать, высушить, соответственно, эти площади должны быть заполнены чем-то другим.
Все названные мероприятия иллюстрируют утверждение, что парк сегодня не просто рекреационная зона, но и культурное пространство…
— Рекреационная история и предоставление петербуржцам возможности комфортно отдохнуть всё равно на первом месте. Что касается мероприятий — у нас есть специальное подразделение, которое занимается данным вопросом: сегодня мы их проводим с периодичностью в 2 недели. Также на территории парка проходят выставки, в том числе планшетные, совершенно разной тематики. Например, National Geographic размещает свои проекты. В выставочном зале проходит выставка живописи Романа Ляпина, которая, считаю, пользуется спросом. Есть и другие якорные мероприятия, не менее эффектные, чем фестиваль тюльпанов. Например, Фестиваль уличных театров, где любой зритель может стать участником театрализованного представления и фестиваль модельно-технического спорта “Елагин слёт”.
Но в целом мы стараемся не "перегружать" парк событийной составляющей: ведь когда в нём много людей, уже становится некомфортно. А парк — это прежде всего пространство для прогулочно-созерцательного отдыха.
Возможна ли, на ваш взгляд, в Петербурге реализация концептуального коммерческого развития парков?
— В такой теме, наверное, сколько специалистов, столько и мнений. К нам часто приходят предприниматели с предложением "сделать всё хорошо" в парке. А дальше возникают нюансы. Конечно, как бюджетное учреждение, мы можем и должны зарабатывать, но есть определённые рамки. Парки не "гибкие": ограничения диктует Федеральный закон 44-ФЗ о госзакупках. Формально всё возможно, на практике — нет. Поэтому мы, конечно, уходим к арендаторам. Они определяются на конкурсной основе и соблюдают все необходимые требования.
И в плане "коммерческого наполнения" мы стараемся предложить посетителям именно то, что необходимо. Я считаю, что парк не надо перенасыщать, потому что это начнёт мешать тем, кто просто пришёл погулять. Но при этом необходимо предлагать продукт хорошего качества и соответствующий уровень обслуживания.
А из такого набора "дополнительных опций" — что бы хотелось ещё видеть в парке?
— Здесь свои коррективы вносит вопрос возможностей. Например, к нам приходили с предложением организовать сапсёрфинг — и это очень популярно сейчас. Но у нас в прокате 100 лодок, около 50 катамаранов, все пруды заняты — и сапсёрферам уже просто не "поместиться". Есть желание возобновить работу веревочного городка. Этот вид отдыха сейчас очень востребован — и мы готовы рассмотреть подобные предложения. Интересен был бы проект кинотеатра под открытым небом: там возникнет много нюансов по организации, однако поговорить о возможностях реализации мы готовы.
С идеями приходит много бизнесменов — но основная проблема в том, что большинство не просто не понимают специфики работы в парке, они не знают сам Елагин остров. Т.е. предложения недостаточно проработаны, прежде всего, с точки зрения потребностей отдыхающих.
И здесь, как мы выяснили, первостепенное значение у "рекреационной истории". Как команде парка удаётся содержать территорию в надлежащем состоянии?
— Считаю, что состояние парка — это задача № 1, она важнее, чем выставки, музеи и мероприятия. Потому что как только запустил какой-то участок, исправлять потом будет в 10 раз сложнее. Ежегодно мы проводим экологическую программу "Посади дерево", которая помогает восстанавливать утраченные исторические посадки деревьев. Участниками проекта стали уже сотни горожан. Большое внимание уделяется и вопросу безопасности: у нас самое высокое дерево 32,6 м, а рядом с ним 25-метровые — если их плохо обследовать, и они упадут, последствия могут быть весьма неприятными.
А как производится обследование деревьев?
— Нанимаются специалисты, которые его осуществляют. Например, те ж липы: они внутри пустые — но в таком виде стоят десятками лет, однако следует замерять толщину стенки, её состояние, чтобы обнаружить гнилые деревья, если они есть. Сегодня на территории парка произрастает больше 15 тыс. деревьев. И каждое мы стремимся сохранить, учитывая его историческую и эстетическую ценность.
Объём работы очень большой. Много проблем связано с тем, что земля проседает и идёт процесс заболачивания. В парке разработана программа по берегоукреплению. Пруды размываются, и деревья, соответственно, падают туда. Берегоукрепление — это дорогая работа, требующая отдельного проектирования и финансирования. На то, чтобы произвести все необходимые работы во всём парке, потребуются сотни миллионов рублей. Однако результат будет радовать в ближайшие лет 50.
А если говорить о планах на ближайшее будущее?
— На первом месте по содержанию парка — берегоукрепление, выпил сухих "аварийных" деревьев, лечение старовозрастных деревьев и текущее содержание парка.
Также будем продолжать реставрационные работы. В этом году у нас, можно сказать, праздник. Мы открыли Елагин дворец после 4-летней реставрации. Сейчас он в очень хорошем состоянии — и это жемчужина парка. Но теперь нам предстоит отреставрировать стилобат дворца, восстановить ограду. Также в планах на этот год восстановление музыкального павильона.
Хотелось бы озвучить ещё один момент: сейчас многие люди начинают использовать парк для тренировок на велосипедах и роликах. Даже обычный прогулочный велосипед способен развивать высокую скорость, а спортивлый легко и быстро развивает скорость до 40 км/ч. Под угрозой безопасность детей и людей пожилого возраста, которые пришли в парк спокойно отдохнуть. Именно поэтому много лет назад мы запретили велосипеды по выходным дням, а в прошлом году под полный запрет попали и электросамокаты. Сейчас спортивные велосипеды вызывают наибольшую опасность, поэтому мы настоятельно просим прекратить использовать парк как тренировочную площадку. Ведь Елагин остров — это уникальная природная зона в черте города, которая даёт возможность просто расслабиться и отдохнуть от суеты мегаполиса.