Белокурая девушка рисует на бумаге каких–то странных существ. "Это не искусство!" — раздражённо тычет пальцем в изображения седовласый мужчина и уходит. Девушка — будущий кумир детей всего мира Туве Янссон (Альма Пёюсти), а мужчина — её отец, известный скульптор Виктор Янссон (Роберт Энкель).
Вопросы самоидентификации
Фильм финского режиссёра Зайды Бергрот охватывает период с 1944 по 1954 год, когда Туве Янссон начала разбираться в вопросах самоидентичности — социальных и сексуальных. С первым оказалось сложнее, чем со вторым. Автор муми–троллей поначалу позиционировала себя как настоящего художника, пишущего картины маслом или акварелью, а всё остальное считалось занятием несерьёзным и малоперспективным.
С сексуальными предпочтениями Туве помогла определиться театральный режиссёр и дочь хельсинкского мэра Вивика Бандлер (Криста Косонен), отношения с которой больше напоминают катание на американских горках.
Фильм Зайды Бергрот местами выглядит как аккуратная экранизация краткой биографической справки, какие обычно размещают в энциклопедиях. При этом необходимым образом отредактированная. Например, один из лидеров Социалистической единой партии и главный редактор газеты левого толка Атос Виртанен (Шанти Рони), сыгравший ощутимую роль в жизни Янссон, здесь оказывается робким и неловким тюфяком, с трудом решающимся на какие–то серьёзные поступки. Про отца становится понятно прямо с первых кадров, а про мать не говорится почти ничего. Кроме того, что Сигне Хаммарштен–Янссон (Кайса Эрнст) только и делала, что утешала и примиряла ссорившихся.
Но, с другой стороны, Бергрот обходится без заламывания рук и надрыва. Как и Альма Пёюсти, в спокойной и сдержанной манере играющая одно из главных достояний финской культуры. Так же визуально сдержанна и спокойна операторская работа Линды Вассберг: цветовое решение без ярких пятен и взрывов, а малоподвижная камера подолгу фиксируется на актёрских лицах, пристально в них вглядываясь. Почти все эпизоды разыграны в умело снятых закрытых пространствах: в доме Туве, в театре, на вокзале, в мэрии, которые порой выглядят тесными, словно ограничивающими героиню.
Тайна переписки
Для режиссёра и исполнительницы главной роли этот сюжет — возможность рассказать о том, что не драмой единой, не эмоциональными бурями, разрушающими страстями и прочими деструктивностями может быть богата биография выдающегося человека. Туве Янссон удалось справиться и с внутренними демонами, не дав им уничтожить себя, и с отцовскими недоверием и презрением, и с внешними обстоятельствами — фильм завершается так, как могла бы закончиться самая настоящая сказка: писательница подписывает многолетний контракт с крупнейшей газетой мира.
А если кто–то из зрителей решит, что жизнь героини была не очень экстремальна, достаточно вспомнить хотя бы один факт: имена Тофсла и Вифсла и язык, на котором они общаются, возникли неслучайно. С их помощью Вивика и Туве вели переписку, поскольку открыто заявить о своей гомосексуальности в то время было совершенно невозможно.