"Не ругать, а стимулировать": какая поддержка нужна малому бизнесу

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Поиск рынков сбыта, привлечение кредитных средств и надзорные проверки остаются головной болью небольших компаний и индивидуальных предпринимателей. Какой поддержки им сейчас не хватает и как можно изменить ситуацию, главному редактору "Делового Петербурга" Игорю Павловскому рассказал Александр Исаевич, генеральный директор АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".

Корпорация МСП презентовала на ПМЭФ новую стратегию поддержки малого и среднего бизнеса. Какая цель у программы, на что теперь могут рассчитывать российские предприниматели?
— Мы провели три волны онлайн-опросов и спросили предпринимателей о мерах поддержки, о сервисах, которые необходимы, встретились для более глубинного изучения проблемы. Цель была одна — понять, чем дополнительно корпорация может быть полезна предпринимательству. Мы разделили наши меры на онлайн/офлайн и на финансовые/нефинансовые. Начну с финансовых: один из основных запросов от предпринимателей связан с помощью привлечения кредитных средств без залогов. Очень часто то, что есть у предпринимателя, уже работает на него, поэтому основное направление в текущей стратегии, касательно финансов, это увеличение охвата получения гарантийных мер поддержки. Наша задача — сформировать продукт, понятный предпринимателю, чтобы при получении кредита он смог им воспользоваться. Этот продукт должны понимать и банки, чтобы помочь увеличить охват. Понятно, что благодаря автоматизации и систематизации процедур, а также понятным правилам как для предпринимателей, так и для банков, мы увеличим охват до 40% предпринимателей в приоритетных нишах.
Идея хорошая, но возможно ли воплотить её в жизнь?
— Перед тем как что-то делать мы спрашиваем, тестируем гипотезу, проверяем и внедряем. Если говорить про динамику за 1 квартал этого года, то она уже на 16% выше относительно прошлогодней. Более того, мы уже начали взаимодействовать с банками, чтобы встраивать наши механизмы.
Как реагируют банки и как они откликаются на вашу инициативу?
— Это удобно и им тоже, потому что мы сокращаем процессы не только для себя, но и для них. При сформированных понятных правилах и критериев всё становится быстрее для банков, а главное, для предпринимателей. Если говорить про деньги, то к 2025 году объём финансовой поддержки НГС (Национальной гарантийной системы) составит 2 трлн рублей.
В последний год всё, что связанно с цифровизацией, стало не просто модно, а жизненно необходимо. Вы уже упомянули, что есть как офлайн меры поддержки, так и онлайн. Как вы работаете с цифровизацией?
— Невозможно изменить что-то, не изменяя мышление. В рамках стратегии мы заложили три основных принципа. Первый — простота и доступность, здесь всё на понятном и доступном языке. Второй — автоматизация процессов. Третий — встраивание мер в либо уже созданные сервисы, либо формирование сервисов, чтобы передать рынок.
Что касается цифровизации. Основной запрос от предпринимателей — понять, где и что они могут получить. Это не только про государственные условия, потому что большинство запросов на сервисы, которые необходимы для ведения бизнеса. Мы опросили 20 тыс. предпринимателей и выстроили приоритеты при создании цифровой платформы исходя из их запросов. Всё просто: наша цель — тяжёлую коммуникацию сделать простой, доступной и бесшовной, чтобы предприниматель не искал и не заполнял дополнительную информацию, если мы можем сделать это для него. Мы хотим сформировать государственную переориентированность: те сервисы и услуги, которые мы формируем в рамках цифровой платформы, будут и дальше формироваться в диалоге. Внутренний процесс, который раньше занимал до 2–3 дня, сейчас выполняется за 3 минуты. Мы живём в XXI веке, должны меняться под запрос. В данном случае у нас есть два приоритета. Первый — предприниматель. Мы будем делать то, что нужно именно ему. Второй — регион, потому что наша задача — дать возможность предпринимателю узнать, что есть не только на федеральном уровне, но и региональном. А для тех регионов, где нет оцифровки, наша задача — все бумажные меры поддержки оцифровать, сформировать коробочные решения и отдать им бесплатно.
Если мы поднимаем тему о мерах поддержки, понятно, что все говорят о проблемах финансирования. Но чего ещё не хватает предпринимателям?
— Знаете, каждый пятый предприниматель выбирает своей стратегией рынок сбыта внутри, и этот большой запрос стоит в том числе у регионов. Поэтому наше отдельное направление поддержки — помощь предпринимателю в формировании рынка сбыта. Для этого мы обладаем тремя инструментами. Первый из них традиционный, который у нас есть в корпорации — это закупки. При этом мы идём дальше, расширяя заказчиков с 1,8 тыс. до 20 тыс. Это делается для того, чтобы показать предпринимателю 1 трлн рублей, и чтобы он увеличил свой рынок сбыта. Второй — помощь во встраивании в кооперационные цепочки компаний, которые локализуются в РФ и торговые сети. Третий — экспорт. Здесь мы совместно с российским экспортным центром будем искать, выращивать и помогать предпринимателям.
Как можно помогать нашим компаниям в экспорте? У нас же есть хорошие экспортные продукты, конкурентоспособные на мировых рынках.
— Наша задача — дать предпринимателям инструменты и возможности. Зачастую предприниматели в одном регионе не знают о существовании друг друга. Межрегиональная кооперация — это очень важно для предпринимателя. Предпринимателю необходимо показать, что экспорт — это не страшно, что он может. Более того, если он ошибётся, ничего страшного в этом нет, ведь наша задаче не ругать, а стимулировать. Поэтому отдельный блок — это профилактика, потому что предприниматель должен заниматься бизнесом.
Отдельная большая боль для предпринимателя надзорные органы. Из-за пандемии все проверки были приостановлены на год, но сейчас они возобновились. Есть ли уже жалобы?
— Да, жалобы есть. Только за этот год мы отменили более 100 проверок, работая совместно с прокуратурой. Но отдельный акцент я хотел бы сделать на другом: предприниматели ошибаются не со злого умысла, а по незнанию. У предпринимателей другая задача — делать бизнес, а не разбираться в этих многочисленных бумагах и на том непонятном языке, на каком зачастую эти бумаги пишут. Поэтому наша задача — переложить этот сложный процесс в профилактику, объяснить предпринимателям что и как делать.
Это получится? Потому что сейчас надзорные органы воспринимаются как карательные.
— Я думаю, получится, потому что всё меняется. Это диалог, а любой диалог очень сложный, и он должен быть двусторонний. И даже если предприниматель нарушил что-то, он готов исправиться. Мы в рамках мер поддержки рассматриваем вопрос о том, чтобы дать возможность предпринимателю, если он нарушил, и это нарушение не повлекло за собой что-то серьёзное, исправиться.
В последние годы существует популярная тема акселераторы. Я знаю, что вы для IT-бизнеса и бизнеса вообще создали акселератор. Что он собой представляет?
— Каждый второй предприниматель нуждается в инструментах и знаниях, Ему не всегда требуются деньги, зачастую ему достаточно понимать, какие навыки есть у его команды, как можно оптимизировать бизнес-процесс, что такое бизнес-план, какие особенности в той или иной отрасли. Поэтому отдельная задача, которую мы сформулировали и будем реализовывать — это образовательные мероприятия. Они будут проходить как онлайн, так и офлайн. Основной смысл в том, что они будут краткосрочные и строго по компетенциям. Это важно как для бизнеса, так и кадрам.
Они тоже будут бесплатны?
— Абсолютно.
То есть малый и средний предприниматель может получить доступ к этим программа из любой точки нашей страны?
— Более того, чтобы он не запутался во всём этом многообразии, мы в рамках цифровой платформы сделаем чек-лист, исходя из данных, которые мы видим, и сформируем для предпринимателя индивидуальную траекторию развития.
Получается, вы ещё оказываете консультационные услуги?
— Это уже следующая часть, которую мы также должны проводить с регионами. Мы должны всё собрать в одном месте. Бизнесу не важно, кто окажет ему услугу, но он должен понимать весь перечень или хотя бы минимальный набор того, что он уже сейчас может получить. Пример с акселерационными программами показал их востребованность. То есть мы помогаем предпринимателю понять, что есть его продукт, как он выглядит, при этом, хочу обратить внимание, что это важно как на старте, так и дальше. Эту программу мы развиваем и будем развивать, ведь наша задача — вывести готовый продукт на рынок. Также мы хотим создать онлайн-сообщество, чтобы предприниматель имел возможность общаться с другими предпринимателями, делился опытом и учился.
Вы не только оказываете некую помощь, но и создаёте подобие некоего комьюнити?
— Именно. Важны две вещи: говорить спасибо предпринимателю за то, чем он занимается, и в том числе СМИ, которые доносят всю информацию до нас. Также важно дать возможность этому предпринимателю общаться не со мной или федеральными органами, а с другим предпринимателем, который уже прошёл этот путь и сделал свои ошибки. Ему ценнее перенять чужой опыт.
Президент провозглашал курс на поддержку малого и среднего предпринимательства, и без этого страна не сможет подняться. В рамках этой президентской стратегии какое место отводится вашей корпорации?
— Давайте сначала про цифры: каждый пятый рубль — это малое и среднее предпринимательство, каждое третье рабочее место — тоже. Мы — институт развития. Наша задача — дотянуться до каждого пятого предпринимателя или хотя бы рассказать, что у него есть такая возможность. Ведь он волен выбирать, от региона к региону разная активность, но, однозначно, он должен иметь исчерпывающий перечень, принять для себя решение. Мы, в свою очередь, формируя государственную клиентоориентированность, сами должны идти к предпринимателю. Более того, мы сами должны проявить большую активность как в офлайн, так и онлайн сообществах, стандартизировать условия получения наших услуг и собрать всё в одну систему. Мы хотим, чтобы регион имел скрипты, коробочные решения, а мы со своей стороны, посредством реестра, понимали, на что больше запросов, что важно
Роль крупных корпораций понятна, но даже президент провозглашает, и мы говорим, что малый и средний бизнес это основа и точка роста дальнейшего развития страны.
— Это те, кто формирует городскую экономику, конкуренцию и рабочие места. Это двигатель страны.