Второй по величине угольный терминал в Усть-Луге достался Траберу

Автор фото: Сергей Коньков

Компания Ильи Трабера установила контроль над вторым по величине угольным терминалом в порту Усть–Луга, акционером которого также является "Новотранс" Константина Гончарова.

На прошлой неделе состоялись торги по продаже 74% акций АО "Морской торговый порт Усть–Луга" в рамках банкротства ОАО "Транспортно–логистический комплекс" (ТЛК). Победителем торгов стало ООО "Новые коммунальные технологии" (НКТ), предложившее за пакет 233 млн рублей при начальной цене 221,9 млн. Ещё один участник торгов — ООО "Ключ–Инвест" — торговаться не стал.
Основной актив "МТП Усть–Луга" — многопрофильный терминал "Юг–2", построенный в 2011 году. В последний раз АО "МТП Усть–Луга" раскрывало своих акционеров в 2015 году. Тогда 74% компании принадлежало ТЛК, а 26% — International Marketing Investments S. A. из Люксембурга. В судебном акте, датированном апрелем 2021 года, сообщается, что 26% акций "МТП Усть–Луга" принадлежит холдингу "Новотранс" Константина Гончарова.
Банкротство ТЛК началось в 2017 году, вскоре после ареста главы ОАО "Компания Усть–Луга" Валерия Израйлита, считавшегося фактическим владельцем ТЛК. В 2017 году долги ТЛК перед структурой Сбербанка выкупило ООО "НКТ", которое уже тогда аналитики связывали с Ильёй Трабером. В начале мая 2021 года предприниматель официально стал владельцем 100% НКТ. Но ещё до продажи "МТП Усть–Луга" НКТ фактически начали работать на терминале "Юг–2", следует из документов арбитражного суда. При этом терминал перепрофилировался с генеральных грузов на перевалку угля. На данный момент это второй по величине угольный терминал в Усть–Луге.
"Новотранс", объявивший в 2018 году о покупке банкротящегося ТЛК, пытался взыскать с НКТ и гендиректора "МТП Усть–Луга" около 2 млрд рублей, но пока безуспешно. Кроме того, холдинг препятствовал проведению торгов, которые в конечном счёте выиграли НКТ. В "Новотрансе" отказались от комментариев, в НКТ не ответили на запрос "ДП".
Отказ "Новотранса" участвовать в торгах источники в портовой среде объясняют тем, что стороны могли договориться. В той же Усть–Луге "Новотранс" начал строить универсальный торговый терминал Lugaport.
"Реализация масштабного проекта Lugaport, которую ведёт холдинг, является приоритетной задачей, создание и развитие одного из крупнейших транспортных проектов требует внимания и концентрации ресурсов акционеров, поэтому инвестиционные потоки и в перспективе будут сосредоточены на этом направлении", — считает генеральный директор "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров.
Но и "Юг–2" считается вполне привлекательным активом.
"Терминал востребован, загружен, на нём работает достаточно новая техника, — отмечает главный редактор медиагруппы “ПортНьюс” Надежда Малышева. — Объём перевалки угля растёт, несмотря на снижение спроса на него в Европе. Основные получатели — Африка и страны Азиатско–Тихоокеанского региона".
В 2020 году "Юг–2" увеличил перевалку угля на 59%, до 5 млн т. При этом АО "МТП Усть–Луга" показало чистый убыток в размере 30,7 млн рублей.