Дарья Кильцова Все статьи автора
20 мая 2021, 06:57 14450

Bla–bla автобус: Ленобласть пересядет на групповые перевозки

Фото: ТАСС

Для малонаселённых пунктов Ленобласти запустят сервис групповых пассажирских поездок. Всё будет в цифровом формате.

В 2021 году сервис персонализированных перевозок по требованию (пулинг), когда поездка формируется по заявкам нескольких человек и обслуживается нефиксированным маршрутом, опробует не только Новая Москва, но и Ленинградская область. Задачи регионы будут решать разные: первый предоставит жителям возможность быстро добраться до ближайших станций метро и электрички, второй — обеспечит транспортом населённые пункты, где зарегистрировано менее 300 жителей и куда не ходит общественный транспорт либо ходит очень редко.

Бонусные проезды: Ленобласть нашла способ строить дороги с помощью Москвы

Бонусные проезды: Ленобласть нашла способ строить дороги с помощью Москвы

11118
Дарья Кильцова

Стоит только позвонить

"Пулинг учитывает как стандарт качества транспортного обслуживания, который может быть принят законом Ленобласти уже этой осенью, так и все цифровые сервисы, которые мы планируем внедрить до конца текущего года. Плюс идёт финансовая оценка возможности распространения единого льготного билета на такие поездки, но с ограничением по количеству в месяц", — прокомментировал "ДП" председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.

По звонку диспетчеру либо через мобильное приложение можно будет оставить заявку, чтобы сервис сформировал маршрут групповой поездки, захватив, возможно, несколько деревень. После чего пассажиру просто нужно дойти до виртуальной остановки в определённое время. Предполагается, что таким образом можно будет доехать до административного центра или места пересадки на обычный транспорт.

В Новой Москве автобус должен будет приехать максимум через 30 минут, а посадка — пройти в радиусе 500 м от места заказа. В Ленобласти таких показателей нет, поскольку масштабы проекта совсем другие. "У нас 31 населённый пункт в Ленобласти только с постоянной численностью населения 100 человек и больше не имеет никакого сообщения общественным транспортом. Всего же таких населённых пунктов в регионе почти 1 тыс., и в них проживает более 20 тыс. человек. Таким образом нарушается как минимум федеральный социальный стандарт. Очевидно, поэтому власти и хотят попробовать обслужить этих граждан в режиме, который будет определяться сильно колеблющимся спросом, — говорит директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. — Запуску регулярных маршрутов мешает в том числе серьёзная проблема с отсутствием точной статистики по количеству жителей многих населённых пунктов. Зимой и летом число реально проживающих может отличаться в разы, да и статистика по прописке, мягко скажем, сильно устарела. При этом нормативно–правовое поле устроено так, что перевозчик может уйти с маршрута, если он ему станет невыгоден, и ему ничего за это не будет. Поэтому попытаются решить эту большую застарелую проблему таким образом, с помощью групповых поездок. Может, что–то и удастся".

Ещё одна сложность, которая препятствует работе регулярных маршрутов, — нередко плохое состояние или недостаточная категорийность дорог к конкретным деревням. Пулинг же предполагает большую гибкость в выборе видов подвижного состава и его расстановке по направлениям. Например, "буханка" (УАЗ–452 и его модификации) — это тоже автобус.

Все, кто хочет и может

Вероятнее всего, заказчиком пулинга централизованно выступит Ленобласть, а не муниципалитеты. При этом аукционов может и не быть, поскольку это зона нерегулируемых перевозок. Ими может заниматься любой перевозчик, имеющий необходимое оборудование для подключения к цифровому сервису.

Потерялись в балансе: на "Сортавале" нашлись два бесхозных путепровода

Потерялись в балансе: на "Сортавале" нашлись два бесхозных путепровода

1603
Дарья Кильцова

"Перевозчиками тут смогут быть и агрегаторы такси, и таксопарки, и индивидуальные предприниматели. По–другому нельзя, потому что на большой территории Ленобласти не существует даже одного / двух перевозчиков, которые обеспечили бы для достаточно небольшого количества жителей нужные частоту и качество передвижений. Если будет всего 10 машин на один район, о качественном сервисе и речи быть не может. Чем больше перевозчиков подключатся, тем лучше. Стоит понимать, что это не альтернатива регулярному транспорту, это дополнение к нему", — говорит собеседник "ДП" в правительстве Ленобласти.

В регионе не ждут, что проектом заинтересуется какой–то новый крупный участник рынка. Предполагается, что работать будут те же, кто сейчас обслуживает районы Ленобласти.

Однако председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков отмечает, что интернет–платформа по организации совместных поездок не является исключительной функцией госорганов. "Рынок интернет–агрегаторов — это конкурентный рынок. Сейчас есть подобные платформы, тот же BlaBlaCar, которые позволяют организовывать совместные поездки. Если будет и государственная платформа, она, по сути, будет конкурировать с частной", — говорит Янков.

Переход на цифру

Пулинг — это лишь составная часть мультимодальных поездок, которые будут доступны жителям с запуском в регионе концепции цифровизации общественного транспорта. Как ранее писал "ДП", данный документ с перечнем необходимых цифровых сервисов для Ленобласти за 28,5 млн рублей разработало АНО "Аналитический центр при правительстве РФ". Новая система позволит отслеживать и анализировать пассажиропотоки на каждом из маршрутов, управлять расписанием, отслеживать транспорт в онлайн–режиме и т. д.

Для такой цифровизации Ленобласть планирует привлечь крупную федеральную компанию с мощным IT–подразделением. По данным "ДП", сейчас есть как минимум два инвестора с глубоко проработанными предложениями, идёт их оценка. Всего же заявок более пяти. Одни предлагают только сервисы оплаты проезда и учёта поездок, другие — весь комплекс возможностей.

"Мы ищем того, кто может предоставить все сервисы. Вопрос оплаты проезда в Ленобласти остро сейчас не стоит, есть проект с “Подорожником”. Главный вопрос — функциональность движения на маршрутах, соблюдение расписания, предоставление пассажирам информации о прогнозируемом времени прибытия на остановку", — говорит собеседник "ДП" в правительстве региона.

Один из бурно обсуждаемых вопросов — способ взаимодействия субъекта и частной компании. Есть разные схемы: и создание совместного предприятия, и договорные формы взаимоотношений. Окончательного решения нет, как нет и дедлайнов перехода к цифровым сервисам. Тем не менее регион ориентируется на вторую половину 2021 года.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама