Только с пенкой: капучино остаётся лидером продаж, несмотря на рост цен

Автор фото: Боголепов Алексей

Доля капучино в продажах петербургских кофеен достигает 39%. В апреле средняя цена напитка выросла на 10%, до 111 рублей. В Москве этот напиток обойдётся дороже — 132 рубля, а в среднем по России — 94 рубля.

Распространённое представление, что капучино — утренний напиток, в Петербурге не подтверждается. Согласно исследованию "Эвотор", в отличие от Москвы и страны в целом, на берегах Невы потребление "белого" (капучино, латте) кофе к вечеру только возрастает, а чёрного (американо, эспрессо), наоборот, снижается. Если утром доля "белого" кофе в покупках составляет 62%, то вечером — 67%.
По Москве и России в целом — ситуация обратная. Так в столице утром "белый" кофе занимает 67% в продажах, вечером — 60%. По стране его доля уменьшается с 63% до 59%.
На втором месте по популярности в Петербурге американо с долей 29%. Средняя цена — 88 рублей, что на 14% больше, чем в среднем по прошлому году. В Москве этот вид кофе в среднем стоил 95 рублей, по России — 72 рубля.
Лидирует по цене латте, на который приходится до 21% продаж. В апреле его цена составила 129 рублей, что на 2% выше, чем в среднем в 2020 году. В Москве средняя цена этого напитка — 139 рублей, а в России — 108 рублей.
Реже всего в кофейнях покупают эспрессо. Доля в продажах — 9%. Средняя цена чашки крепкого кофе в апреле составила 80 рублей, что всего на 1% выше, чем в 2020 году. В Москве эспрессо стоил 89 рублей, а по стране в среднем — 68 рублей.
В "Эвотор" отмечают, что, хотя продажи кофе не имеют ярко выраженной сезонности, его потребление может сильно колебаться в зависимости от месяца. В последние 2 года пиковые объёмы потребления напитка приходились на август. Меньше всего его покупают в январе.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что средний чек в кофейнях Петербурга с начала 2021 года увеличился на 10–15% в зависимости от сорта кофе. В среднем по стране напиток стали продавать дороже на 5%, что связано с ростом стоимости импортной продукции.
В компании по автоматизации заведений Poster поделились с "ДП" данными исследования оборота кофеен по России (анализировали данные 1400 заведений кофеен по всей стране) с 1 по 10 мая. Согласно этой статистике, оборот вырос на 12% по сравнению с соответствующим периодом в начале апреля.
"Традиционно кофейни не рассчитывают на большой рост выручки в эти дни. Тем не менее, в этом году многие заведения показали хороший результат работы, в том числе и из-за того, что многие люди остались в стране", — отмечает CEO и учредитель Poster Родион Ерошек.
Показательна также статистика потребления кофе, который люди готовят дома самостоятельно. Больше всего его пьют жители мегаполисов (в больших городах ему отдают предпочтение 63% населения). При этом на долю Москвы и Петербурга вместе приходится около 25% всех продаж растворимого кофе и 50% — кофейных зёрен и молотого кофе, которые люди покупают для того, чтобы приготовить напиток дома. Таким образом, эти два региона потребляют 2/3 всего кофе России.
Эксперты говорят, что в течение последних 20 лет неуклонно снижается потребление растворимого кофе, зерновой же люди, наоборот, покупают всё чаще. "Последний год мы наблюдали тенденцию к потребительскому консерватизму: если в других категориях продуктов питания люди готовы перейти на более дешёвые продукты, то в случае с кофе этого не происходит", — замечает Артём Деев.