Уникальный и единственный: Борис Эйфман на сцене Александринского театра

Автор фото: Евгений Матвеев
Петербург по праву считается колыбелью классического русского балета. У нас Академия Вагановой, у нас Мариинский театр, но также в Петербурге базируется главный балетный волшебник — Борис Эйфман, который ставит современную хореографию на основании литературных источников и делает это так, что каждый зритель в зале говорит: "Вот теперь я люблю балет".
Театр балета Эйфмана в Петербурге искренне любят. Его сюжеты изобретательней, чем классическая хореография, и понятнее, чем спектакли современных хореографов. Мощнейшие кордебалетные вставки производят сильнейшее впечатление, а сценография ярка, точна и зачастую метафорична. При этом труппа в родном городе не самый частый гость. Билеты разлетаются за считаные дни, а дождаться любимого спектакля не всегда просто. Во второй половине мая — начале июня труппа порадует четырьмя спектаклями, среди которых обновлённая премьера "Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана". Все спектакли пройдут на сцене Александринского театра.

"Эффект Пигмалиона" (17 и 18 мая)

"Пигмалиона" уже ставили на балетной сцене. Борис Эйфман развернул сюжет на танцевальную площадку, где профессор Хиггинс превращается в танцора Лиона, который должен научить нерадивую Галу (бывшую Элизу в оригинале) изящно танцевать. Что нехарактерно для хореографа, здесь впервые используются музыка Штрауса и вальсовые комбинации.
Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул обоснование названия балета в трудах по психологии, где понятие "эффект Пигмалиона" означает феномен влияния ожиданий на действительность. Поразительная пластичность личности, способной непредсказуемым образом меняться в соответствии с установками и мечтами, находит исчерпывающее художественное и философское раскрытие в спектакле Эйфмана.

"Чайковский. PRO et CONTRA" (31 мая)

Премьера спектакля состоялась незадолго до 70–летнего юбилея Бориса Эйфмана. Хореограф в своём творчестве много раз обращался к наследию Чайковского. На его музыку Эйфман поставил спектакли "Идиот" (1980), "Красная Жизель" (1997), "Мусагет" (2004), "Анна Каренина" (2005) и "Евгений Онегин" (2009).
Основу повествовательной ткани этого балета составляют наполненные фантасмагорией воспоминания умирающего композитора. Перед глазами измождённого Чайковского проносится вся его жизнь — как горячечное предсмертное видение.

"Роден, её вечный идол" (19 мая и 1 июня)

Балет посвящён судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Эйфман не впервые обращается к трагичным и роковым судьбам гениев.
Полузабытая и оградившаяся от мира Клодель сходит с ума после разрыва с Роденом. Болезненная идея о направленном против неё заговоре терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. 30 лет суждено было провести Камилле Клодель в клинике для умалишённых, где она умерла в 1943 году, покинутая всеми.

"Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана" (2 и 3 июня)

Спектакль публика увидела буквально месяц назад. В нём перед зрителем проходит жизнь Жана Батиста Мольера на протяжении 30 лет. Огромное количество сцен театра в театре, интриги, фантастическая работа гримёров и потрясающая пластика артистов.
Эйфман продолжает исследовать пространство театральности и действительности в мире искусства, изучает личность выдающегося французского литератора. Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознаёт, из каких интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Хореограф называет Мольера, создавшего свой театр, наиболее близким для себя художником. Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура подчёркивают драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием творца.