dp.ru Все статьи автора
7 июля 2021, 13:57 2284

Ограничение населения Петербурга и засилье китайских мигрантов

Кировский завод
Кировский завод
Фото: Тихонов Михаил

Главные потрясения и прорывы в экономике и промышленности Петербурга XX века — в обзоре, подготовленном в рамках спецпроекта "Четыре века делового Петербурга".

Экономика XX века

Выставка "Делового Петербурга" переехала на Малую Садовую

Выставка "Делового Петербурга" переехала на Малую Садовую

175

XX век для Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда был противоречивым, полным поворотных событий. Экономику XX века невозможно описать одним словом: дореволюционный Петроград, революция, Гражданская война, НЭП, социалистическое строительство, тяжёлые военные годы, блокада, послевоенный подъём промышленности, смена уклада на капиталистический в 90-е годы — вот только некоторые вехи, влиявшие на экономику города, порой разворачивая её на 180 градусов. А 1917 год поделил всю жизнь страны и мира на "до" и "после".

В начале XX века Петербург развивался быстрыми темпами. Увеличивалась численность населения, с 1,5 млн в 1903 году до 2,5 млн в 1917. К 1912 году в Петербурге впервые рост населения происходит за счёт естественного прироста населения, но в годы Первой мировой войны эта тенденция была нарушена, и город стал расти за счёт беженцев из западных областей России. В 1915 году власти серьёзно рассматривали вопрос об ограничении численности населения вплоть до насильственного удаления части горожан из Петрограда.

Ещё более резко изменится численность населения в первые годы Советской власти. За 4 года — с 1917 по 1921 год — численность населения снижается в 3 раза с 2,5 млн человек до 700 тыс. Это была первая в истории Петербурга "демографическая яма". И оказалась она не последней — вторая придётся на годы Великой Отечественной войны, третья — на 1990-е годы. При выходе из этих демографических катаклизмов происходила смена состава населения, восстановление численности не за счёт рождаемости, а за счёт миграции.

XX век внёс серьёзные перемены и в экономику города, в которой появляются новые явления и новые возможности к ним приспособиться.

Ещё с началом Первой мировой войны в 1914 году в экономике города появилась одна особенность — чёрный рынок. И с этого времени он станет неотъемлемой частью жизни петроградцев-ленинградцев. В течение всего века будет меняться ассортимент чёрного рынка — в годы Первой мировой в тень сначала ушёл алкоголь, а потом, постепенно, сливочное масло, сахар, а затем и другие продукты. Во второй половине XX века на чёрном рынке оказались предметы одежды и обуви, импортные товары, виниловые пластинки. На чёрном рынке работали и специфические персонажи — маклаки, фарцовщики, балансировавшие всегда на грани добра и зла. Ленинградцы всегда знали, к кому можно обратиться, чтобы купить редкие книги, дефицитные джинсы или получить помощь в улучшении жилищных условий. Встретить специалистов чёрного рынка можно было у специализированных магазинов, на галерее Гостиного двора, прозванной "Галерой".

Огромное влияние на экономику города оказали мировые катаклизмы XX века и противоречивая социально-экономическая политика Советского государства.

В начале XX века продолжается развитие петербургской промышленности, торговли, банковского дела. Но столичный статус зачастую будет отнюдь не благом для развития экономики города, а большой проблемой. Именно в Петербурге начнутся российские революции 1905 и 1917 годов, которые повлекут за собой экономический и политический кризисы в стране. В годы Первой Мировой город, в котором никогда не было крупных запасов продовольствия, который всегда рассчитывал на обилие подъездных дорог и фактически питался с колёс, начнёт задыхаться от нехватки сырья, топлива и продовольствия. Причиной тому была блокировка Балтийского моря, по которому в Петроград прибывал английский уголь, египетский хлопок, станки. В результате происходит переориентация на внутренний рынок угля и среднеазиатского хлопка, который к этому времени был не очень развит. Но с подвозом продовольствия и топлива не справляются железные дороги, забитые военными составами. Всё это приводит к частичной остановке промышленных предприятий города.

Исторический месяц: выставка "ДП" набирает популярность

Исторический месяц: выставка "ДП" набирает популярность

1375

Последовавшие дальше годы военного коммунизма, уничтожение частной собственности, невнятные идеи коммунизма и социализма, непрекращающиеся военные действия, эпидемии холеры, брюшного и сыпного тифа, разгул преступности превратили Петроград в тень. Возрождение начинается лишь с изменением политики советской власти и с введения Новой экономической политики в 1921 году. Этот недолгий период советского капитализма дал возможность возродить торговлю и промышленность города и наполнить его жизнью — город оживал бурно и радостно.

В предвоенное время Ленинград наращивал темпы промышленного развития и жилищного строительства. В 1935 году был разработан новый генеральный план развития города, предусматривающий создание новых жилых кварталов на южной окраине. Но уже в 1939 году город вновь становится прифронтовым — начинается Советско-Финляндская война. В годы Великой Отечественной основной проблемой экономического развития Ленинграда была необходимость выживания и сохранения производства для нужд фронта.

Ленинград очень тяжело выходил из военного времени. Разрушенный жилой фонд города, коммуникации, городское хозяйство требовали огромных сил и энтузиазма. Но закончившаяся война, победа давали силы на возрождение. А жизнь в послевоенном городе была чрезвычайно тяжёлой. До конца 1947 года сохранялась карточная система, в городе было огромное количество спекулянтов, барахолок, бандитизм. Справиться с преступностью удалось лишь к 1951 году.

1950-1970-е годы становятся временем выполнения правительственного курса на форсированный рост ленинградской промышленности и науки и в первую очередь их ведущих отраслей — тяжёлой индустрии и военно-промышленного комплекса. Каждый третий работающий горожанин работал на ВПК, практически каждое предприятие производило что-то для армии или флота, и зачастую работники таких предприятий не знали, чем они занимаются. В 1970-е годы ходил анекдот об одном рабочем, который подворовывал детали со своего завода по производству кроватей. Но как он ни прилаживал детали друг к другу, всё равно вместо кровати получался автомат Калашникова.

К концу периода застоя в середине 1980-х годов нарастала усталость и непонимание жизненных перспектив и циничное отношение к советским и партийным лозунгам. Перестройка стала, пожалуй, самым романтичным и психологически сложным временем для ленинградцев, которые неожиданно для себя вдруг стали петербуржцами, а по сути остались питерцами — приехавшими, оставшимися, прижившимися.

1990-е годы, так же как и более ранние переломные периоды жизни города, принесли высокий уровень преступности, барахолки, самая знаменитая из которых находилась на Сенной площади, нехватку продуктов, слом судеб и полную туманность в будущем. Болезненный удар был нанесён по промышленности города — предприятия-гиганты не могли выжить в условиях рынка и хлынувших импортных товаров, и начинали потихоньку разваливаться, выживая лишь путём сдачи в аренду своих площадей.

Лишь к концу беспокойного XX века жизнь в Петербурге стабилизировалась и появилась надежда, что в будущем XXI веке будет всё по-новому и по-честному.

Кирпичики. Промышленность XX века

В конце XIX — начале XX веков петербургская промышленность переживает неспокойные времена, переходы от спадов к подъёмам. Подъём 1893-1899 годов был вызван бурным развитием железнодорожного строительства, за ним последовал кризис 1900-1903 годов, перешедший в депрессию, затянувшуюся до 1909 года, и, наконец, промышленный подъём 1909-1913 годов.

Петербургские промышленные предприятия были наиболее крупными по числу рабочих и были лучше оснащены технически. Кроме того на петербургских предприятиях было больше квалифицированных рабочих и крупных рабочих династий. Квалифицированный рабочий получал зарплату, на которую мог позволить себе снять хорошую квартиру в несколько комнат и даже прислугу. Однако прослойка образованных специалистов на заводах была не очень значительной, и большинство составлял пролетариат, который станет основой всех протестных выступлений начала XX века.

В начале XX века продолжали развиваться предприятия, созданные ещё в прошлом веке, возникали и новые предприятия для производства современной и высокоточной продукции. В 1913 году было создано отделение на заводе Айваза, выпускавшее лампы накаливания, получившее название "СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания" — сокращённо "Светлана". В 1914 году строится на Чугунной улице в Петрограде Оптический завод, в советское время известный как ЛОМО.

В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов петербургская промышленность переводится на военные рельсы. Военную продукцию начинают выпускать даже мастерские по ремонту трамваев. Это время становится чрезвычайно тяжёлым для петербургских предприятий — на войну призывают самые дееспособные кадры, возникает нехватка рабочих, сырья, топлива. В этих условиях ряд заводов начинает завозить рабочую силу из Китая, в некоторых ранее мужских профессиях появляются женщины, заменившие на рабочем месте ушедших на фронт мужчин.

Февральская революция 1917 года, казалось, открыла новый период в истории российского делового мира. Особое значение имело привлечение к управлению страной крупных предпринимателей.

Со времени большевистского восстания в октябре 1917 года началось последовательное наступление новой власти на частное предпринимательство в России. И это стало периодом медленного умирания мощной петербургской промышленности. Фактически большая часть предприятий Петрограда была остановлена и работали только жизненно необходимые. И как пелось в дворовой фольклорной песенке: "И по винтику, по кирпичику, растащили огромный завод".

Лишь Новая экономическая политика дала надежду на возрождение промышленности и предпринимательства. К сдаче в аренду в Ленинграде частным предпринимателям предназначалось более 500 промышленных предприятий, главным образом мелких. Промышленные предприятия стали работать в условиях хозяйственного расчёта, самоокупаемости и самофинансирования. Но эксперимент был свёрнут, большевики вернулись к идее социалистического строительства и государственного управления социалистической собственностью.

Возрождение и развитие ленинградской промышленности не было оторвано от опыта прошлого. В 1930-1940-е годы внедрялись разработки дореволюционных специалистов, продолжались традиции приглашения иностранных специалистов уже на ленинградские заводы.

В послевоенное время Ленинград продолжает развивать экономику. В первые послевоенные годы ленинградская промышленность возрождается очень медленно. Крупные заводы находились в эвакуации, в городе была нарушена инфраструктура, разрушен жилищный фонд, и возвращать людей и оборудование было просто некуда. Лишь к концу 1949 года большая часть ленинградских предприятий вернулась домой. Комплектовались эти предприятия трофейным оборудованием, которое на некоторых предприятиях будет служить верой и правдой ещё многие десятилетия.

С 50-х годов главной отраслью ленинградской промышленности оставалось машиностроение. Наиболее быстро развивались сложные и наукоёмкие его направления. Ведущую роль в этом играли заводы: Кировский, Ижорский, Большевик (Обуховский), Металлический, "Красный Выборжец", Балтийский и Адмиралтейский судостроительные, "Ленинец", "Звезда", "Электросила", "Оптико-механический", "Севкабель", "Светлана" и другие. Эти предприятия наряду с военной продукцией выпускали атомные и паровые турбины, генераторы, дизели, морские корабли, тракторы, телевизоры, электронные лампы. Здесь были построены первая советская атомная подводная лодка "Ленинский Комсомол", ракетный крейсер "Варяг", атомные ледоколы "Ленин" и "Арктика".

После распада СССР и возникновения новой экономической реальности происходила смена собственности, предприятия обретали частных владельцев. В зависимости от степени эффективности предприятия или сумели приспособиться к новым капиталистическим условиям, или разорялись.

В начале 90-х годов появились совместные предприятия и акционерные общества. После 1998 года началось строительство автозаводов в Петербурге, хоть и выпускать свою продукцию они начнут уже в XXI веке.

В конце XX века началась реализация первого крупного инвестпроекта Петербурга — кольцевой автодороги, ещё в советское время был построен первый её участок от Горской до Кронштадта, а в 1998 году началось строительство продолжения этого участка до Осиновой Рощи.

Материалы подготовлены при участии Российской национальной библиотеки .

Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице и с 10 июня — на Малой Садовой. Именно в здании Главного штаба когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — XVIII, XIX, XX и XXI — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде — информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний ПСК .

В работе использованы издания: Барышников М.Н. "Деловой мир Петербурга"; Чистиков А.Н., Процай Л.А. "Петроград-Ленинград. 1920-1930-е гг. в фотографиях и документах".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама