На стыке бизнеса и эмпатии: коммуникации, саморазвитие и soft skills

Автор фото: Тима Мирошниченко
Автор фото: Тима Мирошниченко

О том, что в России растёт интерес к саморазвитию, говорят и данные по продажам соответствующих онлайн-услуг, и сведения о заказах книг подобной тематики. Тренинги по личностному росту вышли на второе место по стоимости курса в Рунете, опережают их лишь занятия по изучению английского языка. При этом, объём предложения за 2020 год, по подсчётам аналитиков, вырос почти в два раза.

На этом фоне интересны результаты исследования компании Deloitte — оно посвящено вызовам, которые ждут банковскую сферу в ближайшие 10 лет. Аналитики выяснили, что, несмотря на увеличивающееся значение технологий, ключевую роль в повышении лояльности клиента будут играть коммуникации. Именно общение "человек–человек" позволит удовлетворять растущие ожидания потребителей и адаптироваться под меняющийся запрос.
Финансовым организациям, считают исследователи, потребуются специалисты с высоко развитыми креативностью, критическим мышлением, эмоциональным интеллектом и способностью к коллаборации. А их пока автоматизировать не представляется возможным.
Soft skills предполагают, что профессионал высокого уровня также легко может поддержать светскую беседу, проявить эмпатию и гибкость в общении. Совершенствование таких навыков может стать выгодной инвестицией — и для исполнителя, и для руководителя, и для развития бизнеса. К тому же это прекрасно вписывается в рамки тренда на экологичность. Возможности, которые предлагает саморазвитие в данном ключе как раз и объясняют популярность соответствующих курсов.
Формируется и другая тенденция — на объединение единомышленников по интеллигентному общению. В Петербурге тоже есть такие проекты: они позволяют тренировать навыки культурного взаимодействия и осваивать искусство самопрезентации. Некоторые из них ориентированы на категорию слушателей, предпочитающих приватность. Например, в Закрытом Клубе NeL встречи проходят в формате secret party(s) — для более комфортного общения и создания программ под запросы членов объединения. Этот масштабный образовательный проект стартовал 24 апреля.
Повышенный интерес потребителя к этой теме отрицает расхожее утверждение, что сегодня никому не нужны архаичные правила этикета. Здесь, скорее, наблюдается подмена понятий. Поскольку на самом деле, этикет ситуативен. Например, пандемия подарила новые правила "цифрового общения" и поведения в общественных местах. Однако существует "базовый набор" — и он применим во все времена.
"Этикет — это не стопка книг, покрытых исторической пылью, а современное руководство по коммуникации в обществе, — подтверждает эксперт по этикету и основательница Клуба NeL Наталия Чоха. — Это свод работающих на вас правил. Он позволяет сохранять достоинство, элегантность, чувствовать себя уверенно и производить прекрасное впечатление в любых ситуациях".
основательницы Клуба Nel Наталия Чоха и Елена Тодурова
Автор: Андрей Нестеров
Собеседница "ДП" также рассказала, что существует своего рода чек-лист, который позволит легче добиться нужного эффекта при коммуникации. Именно поэтому программы по саморазвитию включают множество "предметов" — в качестве одной из дисциплин NeL, например, предлагает курс элегантной кулинарии: мастер-классы разработала соосновательница Клуба Елена Тодурова. По её мнению, в мире, где зачастую деловые встречи проходят в ресторанах, знание соответствующих правил этикета необходимо, а умение наслаждаться изысканными сочетаниями продуктов в блюдах — кратно обогащает жизнь.
По словам специалистов, знание этикета не просто облегчает жизнь, оно делает общение предсказуемым: владея знаниями, можно всегда контролировать ситуацию. Что является ещё одним доказательством выгоды от инвестиций в саморазвитие.