О тех, кто остался: торговые сети Петербурга после пандемии

Автор фото: Сергей Ермохин

Федеральные сети постепенно вытесняют с рынка продовольственного ретейла региональных игроков. Тренд может сильнее проявиться в 2021 году.

Прошлый год для петербургского FMCG–ретейла оказался крайне неоднородным: некоторым компаниям удалось нарастить выручку и увеличить прибыль, другие терпели жёсткие убытки.
По данным "Контур.Фокус", сеть "Реалъ" (ООО "Торговый Дом “Реалъ”") по итогам 2020–го увеличила выручку на 32%, до 7 млрд рублей, чистая прибыль компании выросла при этом незначительно: с 38 млн до 39 млн.
Выручка ООО "ТК Прогресс" (магазины "Семишагофф") составила 16,2 млрд рублей, что на 38% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль за год выросла с 49 млн до 89 млн.
Два супермаркета "Супер Бабилон" также увеличили выручку по итогам ковидного года — на 23 и 17% соответственно.
Сеть универсамов "Вместе", которая появилась в городе в 2019 году, в 2020–м нарастила количество торговых точек. За счёт этого выручка компании с 40 млн рублей выросла до 495 млн. Чистая прибыль ретейлера составила 10,5 млн рублей против 1,1 млн в 2019–м.
Крупные федеральные компании, которые были основаны в Петербурге, также оказались в плюсе.
"Лента" в 2020 году продемонстрировала рост выручки на 6,7%, до 445,5 млрд рублей. В компании считают, что это было в значительной степени обусловлено ростом среднего чека на фоне снижения трафика в течение года. Чистая прибыль составила 17,4 млрд рублей по сравнению с чистым убытком 2,1 млрд в 2019–м.
Партнёр One Story Ольга Сумишевская отмечает, что хорошие показатели "Ленты" связаны с тем, что менеджмент сети пересмотрел подход к управлению открытиями, промо и запустил новые, удобные для покупателей сервисы.
Розничная выручка группы "О’Кей" в 2020 году увеличилась на 5,9%, до 172 млрд рублей.
"Рост обусловлен сильной динамикой LFL–показателей дискаунтеров и расширением их торговых площадей, а также уверенным ростом LFL–продаж гипермаркетов", — отмечают в пресс–службе компании.

Не до деликатесов

Однако были и провалы. Сеть "Лэнд" по итогам 2020 года сократила выручку на 49%, до 2,1 млрд рублей. Прибыль уменьшилась почти в 10 раз — с 67,8 млн до 6,7 млн рублей. Во многом падение выручки объясняется закрытием половины магазинов "Лэнд".
Эксперты отмечают, что компания закрывает локации в первую очередь по причине ошибочного выбора мест. Кроме того, у "Лэнда" значительные долги перед поставщиками. Не исключено, что сокращение сети продолжится. Источники на рынке отмечают, что сейчас ведутся переговоры о покупке сети компанией Eurospar, которая вскоре может занять часть площадей ретейлера.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская добавляет, что прошлый год для ретейлеров, работающих в премиальном сегменте ("Лэнд" именно к нему и относится), был сложным. Траты на товары не первой необходимости сокращаются.
В сентябре 2020 года закрыла все свои точки и ушла с рынка сеть "Оптоклуб Ряды". Её выручка уменьшилась на 16%, до 5,6 млрд рублей. Компания за все годы работы так и не смогла выйти в плюс.

Баланс интересов

По мнению Синявской, ретейлеры нарастили выручку в том числе за счёт роста объёма онлайн–продаж. Также повлиял рост цен во второй половине года из–за ослабления рубля и подорожания грузоперевозок. Ольга Сумишевская считает, что рост выручки в 2021 году продолжится, и не только за счёт офлайн–канала. При этом эксперт подчёркивает, что на фоне роста оборотов важно будет нарастить или сохранить прибыль. А с этим некоторые сети имеют большие сложности.
Член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Илюха считает, что по мере восстановления рынка региональные сети будут постепенно терять позиции. А федеральные сети и крупные игроки, наоборот, будут занимать их. Также будет наращиваться объём интернет–торговли, отъедая продажи у традиционных каналов продаж.
"Пандемия привела к изменению мест покупки, — говорит Сергей Илюха. — До введения карантина покупатель мог выбирать магазин в зависимости от целей: гипермаркет — для недельной покупки, специализированный — для покупки деликатесов, супермаркет — для плановых покупок, магазин у дома — что–то докупить. Ограничения сместили акценты в сторону магазинов у дома. Региональные сети работают в основном в этом формате. Во многом это и объясняет их успех в 2020 году". Но с ослаблением пандемии покупатель вернётся к своим привычкам. Кроме того, появилась возможность покупать товары с доставкой, что больнее всего ударит именно по магазинам у дома.
"“Реалъ” вырос за счёт числа новых локаций, освободившихся с уходом с рынка SPAR и “СемьЯ”. Однако насколько это приобретение удачно, покажет 2021 год. “Супер Бабилон”, несмотря на далеко не низкий уровень цен, сумел сохранить широкий и уникальный ассортимент, включая продукты для вегетарианцев и экотовары, а также поддержать продажи с помощью сервисов доставки", — подчёркивает Сумишевская.
Уход ТД "Интерторг" в прошлом году стал одним из катализаторов развития небольших сетей. В городе открылись точки Eurospar, а также зарегистрированных в Петербурге сетей "Вкустер", Like Market и "Мята". Но молодым игрокам теперь необходимо закрепиться на рынке.

Требуется дисконт

Сумишевская отмечает, что вследствие падения реальных доходов населения по всей стране стали открываться жёсткие дискаунтеры, поэтому сети типа "Технолог" и "Семишагофф", работающие в подобном формате, своих покупателей не потеряют.
Другим же придётся перестраивать работу с учётом запросов покупателей и поведения конкурентов. Например, сеть Prisma сменила руководство, открыла фабрику–кухню и надеется за счёт пересмотра ассортимента восстановить продажи. Под вопросом развитие сети "Вкустер", которому приходится уповать, чтобы формат магазина у дома оставался востребованным.
Прошлый год показал, что петербургский ретейл всё ещё держит оборону против федералов, но стройные ряды постепенно прореживаются. Конкурировать с крупными компаниями становится всё сложнее. "Не исключено, что вновь вышедшие на рынок игроки также скоро покинут рынок, ряд существующих не сумеют удержать позиции", — резюмирует Ольга Сумишевская.