Briskly купила производителя холодильников из Выборга вместе с долгом

Автор фото: скриншот видео YouTube
В начале года IT–компания Briskly завершила сделку по приобретению за 76 млн рублей производственного комплекса Выборгского завода холодильной техники (ВЗХТ) и торгового дома "Линнафрост". В мае 2020 года банк "Траст" безрезультатно пытался продать это имущество за 255,6 млн рублей. Вторая попытка в январе этого года за 125 млн рублей оказалась хоть и успешной, но произошла с дисконтом. Эти активы достались "Трасту" в наследство от банка "Открытие". ВЗХТ выпускает торговые брендированные холодильники для напитков (марка Linnafrost), а в конце 1990–х был крупнейшим поставщиком PepsiCo, Heineken и "Балтики".
Briskly планирует увеличение продаж холодильников, умных микромаркетов, кофемашин и дополнительного оборудования. "При этом около 50% мощностей завода будут задействованы под производство холодильных шкафов для дальнейшей продажи", — говорит Глеб Харитонов, СЕО Briskly.
Вместе с тем ФНС России в середине марта обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением о банкротстве ООО "Выборгский завод холодильного оборудования", задолженность которого составляет около 10 млн рублей. Пока суд из–за недочётов оставил заявление фискалов без движения.
"Полагаю, Briskly знал о задолженности ООО “ВЗХТ” перед ФНС и, конечно, учитывал эту задолженность, предлагая свою цену на торгах. Однако на практике нечасто, но встречаются случаи, когда счастливый обладатель только что приобретённой компании внезапно начинает получать требования по долгам, возникшим при предыдущем руководстве, о которых ему никто не сообщал", — говорит юрист практики "Сопровождение процедур банкротства" юркомпании "Лемчик, Крупский и партнёры" Юрий Самолётников. По данным СМИ, новый владелец выплатил этот долг, чтобы завершить сделку.
Как отмечает Елена Рыбальченко, старший юрист БГП "Литигейшн", рынок М&А в Петербурге пока встал: многие бизнесы чувствуют себя не вполне уверенно и стабильно. "Это в первую очередь вызвано пандемической ситуацией. И инвесторы, конечно же, не желая получить кота в мешке, не торопятся приобретать актив, тщательно его проверяя. Нередко за время проверки выясняются обстоятельства, существенно влияющие на стоимость, в результате чего сделка не получает ход", — добавляет эксперт.
По оценке Сергея Бакешина, старшего юриста юркомпании Maxima Legal, сейчас скорее инвесторы интересуются скупкой проблемных бизнесов: "Одно из направлений — это приобретение какого–либо актива через банкротную процедуру: либо выкуп требований кредиторов к должнику, либо покупка имущества во время конкурсного производства". При этом, как полагают эксперты, размер сделок M&A не достиг своих допандемийных показателей и пока следует общемировым тенденциям: небольшие сделки преобладают над крупными. В перспективе возможно ожидать оживления, как полагает Елена Рыбальченко, в IT–сфере: "В 2020 году наметилась тенденция повышенного внимания к медицине и телемедицине. Думаю, очень популярны будут проекты в указанных сферах. Устойчивый интерес сохранят сделки M&A в сфере недвижимости". Сергей Бакешин отмечает определённую активность в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.