Золотой антирекорд: ювелирный рынок Петербурга рухнул на треть

Автор фото: Vostock-photo

Объём продаж ювелирных изделий в Петербурге по итогам 2020 года упал на 31% — это антирекорд среди всех регионов России. Примечательно, что в Москве дела обстоят иначе. Там продажи ювелирки выросли на 32%.

Как и почему так произошло, эксперты точно сказать не могут. Скорее всего, свою роль сыграл целый ряд факторов, среди которых падение туристического потока, снижение платёжеспособности петербуржцев, карантин и локдаун, а также повышение мировых цен на драгоценные металлы. Что ждёт петербургскую ювелирную отрасль уже в этом году — выяснял "ДП".

Денег нет и нет туристов

2020 год ознаменовался повышением мировых цен на ювелирные изделия из-за того, что подорожали драгоценные металлы и камни. В России ситуация усложнились ещё и девальвацией национальной валюты в начале прошлого года, потому что цены на драгметаллы устанавливаются в долларах США. Всё это вместе привело к повышению стоимости драгоценных материалов для производства ювелирных изделий на 50%, соответственно и сама ювелирка подорожала в 2 раза.
По данным Гильдии ювелиров России, наибольшее падение объёмов розничных продаж ювелирных изделий из всех регионов страны произошло в Петербурге (-31%). Северо-Западный федеральный округ в целом показал наихудшую динамику по продажам ювелирки, его доля составила всего 5% от общего объёма. При этом в целом ряде регионов продажи в 2020 году, наоборот, росли. Лидером стала Москва (+32%). Кроме неё в топ вошли ещё 10 субъектов, в которых объёмы продаж были выше 5 млрд рублей: Дагестан, Краснодарский край, Тюменская, Свердловская, Новосибирская, Московская, Белгородская области, Якутия, Татарстан и Иркутская область. Если смотреть на результаты ювелирного ретейла по стране в целом, то картина вырисовывается неплохая — отрасль почти ничего не потеряла, но вот почему именно Петербург поставил антирекорд, сказать трудно.
"Да, падение произошло только в Петербурге. Причину сразу назвать тяжело. Видимо, нужно изучить уровень доходов населения. Мы пытались найти объяснение этим цифрам и пришли к следующим выводам — рост в Москве был обеспечен не за счёт увеличения количества физических продаж, а за счёт роста среднего чека. То есть в столице продавалась более дорогостоящая продукция из околопремиального сегмента. В Москве количество людей, которые могут позволить себе траты на предметы роскоши, гораздо больше, чем в Петербурге", — объяснил генеральный директор ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуард Уткин.
С главой гильдии соглашается Флун Гумеров, председатель комитета "Деловой России" по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам. Он обращает внимание, что средняя зарплата в Москве практически на 30 тыс. рублей больше, чем в Петербурге. Кроме того, продажи в Северной столице напрямую связаны с туристическим потоком.
"Способность местного населения приобретать ювелирные изделия в Петербурге была на минимуме, но ювелирный рынок вытягивали туристы. В пандемийный год туристов не стало, а и без того небогатое население города в массе и вовсе утратило способность приобретать украшения. В Москве туристический поток также обвалился, но меньше. К тому же значительную часть московского ювелирного рынка составляют жители самого города, способные хоть чем-то порадовать себя в тяжёлый период. Но главное — деньги, не затраченные, но запланированные на зарубежные путешествия, оказались свободными. И в числе прочего пошли на приобретение ювелирных изделий", — пояснил Гумеров.
Эдуард Уткин дополняет, что в Петербурге действовали гораздо более жёсткие ограничительные меры, чем в других городах страны. Ювелирные магазины и ТЦ в Москве были открыты раньше, чем в Северной столице, поэтому и заработать ретейлеры могли больше.

Вечные ценности

Падение продаж в Петербурге подтверждают и в ювелирных магазинах: "Да, падение продаж ювелирных изделий было на фоне скачков цен на драгоценные металлы и последствий пандемии. Думаю, что процентов на 15-20 точно, — рассказал Александр Яковлев из корпоративного отдела Императорского ювелирного дома "Русские самоцветы". — Тем не менее в то же время в связи с коронавирусом росли продажи в нашем интернет-магазине — розничные салоны временно были закрыты, и покупатели обратились к онлайн-покупкам и доставке изделий на дом. После того как закончилась самоизоляция, был колоссальный всплеск продаж в нашей фирменной сети. К тому же,определённое влияние на продажи оказало снижение конкуренции, многие ювелирные магазины на тот момент были просто закрыты".
Александр Яковлев делает оптимистичные прогнозы на 2021 год, потому что продажи существенно оживились: "Хотя тот факт, что экспорт работает не в полную мощь из-за закрытия границ, не может не беспокоить. На определённую категорию изделий, таких как обручальные кольца, изделия с бриллиантами, столовое серебро, сформировался отложенный спрос, и они остались востребованными у покупателей — существуют вечные ценности, исконные традиции, такие как помолвка, празднование свадеб, рождение ребенка, крестины, Пасха. Ну и стоит отметить, что определённые группы населения рассматривают ювелирные изделия как инвестиции, что также формирует краткосрочное повышение спроса", — прокомментировал он.
Гильдия ювелиров России, ссылаясь на данные Росстата, сделала вывод, что падение ювелирной отрасли в 2020 году составило 30%, в особенности это коснулось производства. Яковлев с этими выводами согласился: "Я полностью согласен с гильдией и не могу не признать тот факт, что пандемия отразилась на всех сферах жизни людей. Хотя многие особо креативные ювелиры начали производить изделия с символом коронавируса и маски с бриллиантами. Здорово, что коллеги не теряли юмор и находчивость даже в самые тяжёлые времена".
Генеральный директор федеральной франчайзинговой сети "585*ЗОЛОТОЙ" Алексей Феликсов констатирует, что пандемия сильно затронула ювелирную отрасль, она претерпела много преобразований и уже точно не будет прежней. "Падение продаж мы отмечаем в рознице как в Петербурге, так и в Москве, и в других регионах страны. Но на этом фоне показывают рост онлайн-продажи, которые раньше для ювелирного ретейла были на втором плане", — подчеркнул собеседник "ДП".
По его словам, рост продаж в Петербурге и Ленинградской области сохраняется в отдельных товарных группах. Например, на 10% вырос спрос на обручальные и свадебные кольца. Эта позитивная тенденция позволила компании открыть первый в Северной столице специализированный магазин свадебных колец. В 2021 году планируется открытие ещё нескольких таких торговых объектов.

"Балом правим не мы"

Эдуард Уткин думает, что в 2021 году тенденция на подорожание драгметаллов продолжится: "Отечественные ювелиры из всего объёма производимого в стране драгоценного металла потребляют только 10%. Остальные 90% — это операции банков, экспорт золота, закупки ЦБ. Балом правим не мы, поэтому угадать, будет ли повышение или понижение цен, сказать трудно. Нам бы очень, конечно, хотелось, чтобы цены на драгоценные металлы снизились. Это для нас производственное сырьё, мы зарабатываем лишь на изготовлении изделий. Но если продолжится общемировая практика печатания денег, которые ничем не обеспечены, драгметаллы рискуют снова подорожать".
Флун Гумеров отмечает, что ювелиры понимают необходимость сокращения маржи, если покупательная способность падает, хоть они и не в силах повлиять на стоимость драгметаллов: "В конце июля 2020 года золото достигло почти $2 тыс. за тройскую унцию. Но у всех продавцов ювелирных изделий в 2020 году был велик товарный запас. Иными словами, изделия, продаваемые в 2020 году, были из более дешёвого сырья, и цены удавалось держать прежними. Но те ювелирные изделия, что поступили на рынок во второй половине 2020 года и в 2021 году, изготовлены из гораздо более дорогого золота. Сейчас золото колеблется в районе $1,7 тыс., так что вновь создаваемые изделия можно будет удерживать в цене до конца года, если доллар не скакнет слишком сильно. Но снижения стоимости ювелирных изделий не будет, инфляционные процессы никто не отменял, и ювелиры не могут работать себе в убыток".
"Цены на изделия меняются постоянно, и это нормально. Мы же в рынке, и если происходят изменения в цене металла или трудности в доставке, к примеру, той же французской эмали из-за закрытых границ, то цена возрастаёт. Так что да, полагаю, в 2021 году стоит ожидать очередных изменений цен на ювелирные изделия", — поделился, в свою очередь, Александр Яковлев.
Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал", считает, что в 2021 году ювелирная отрасль начнёт восстанавливаться вслед за ростом потребительского спроса в стране — в пределах 20% за год. Однако драгметаллы будут дорожать: "В кризис серьёзно выросло в цене золото, которое считается активом-убежищем, а сейчас на 25-30% может подорожать серебро и натуральные камни, которые также являются хорошей инвестицией. Сейчас инвестиционный спрос на них высок, инвесторы вкладывают средства на долгий срок".
Денис Бадьянов, аналитик УК "Альфа-Капитал", прогнозирует заметные изменения в ювелирном ретейле: "Чтобы компенсировать в 2021 году сокращение, ювелиры пересматривают производство и отдают предпочтение созданию более доступных изделий из дешёвых сплавов, также уменьшается вес драгоценностей и камней. Будет сделан упор и на развитие онлайн-торговли, привлечение к ней большего числа покупателей. В текущем году возрастёт спрос на серебро — более дешёвый, чем золото, но не менее ценный благородный металл", — подытожил он.