вторник, 30 ноября 2021
$

Дестабилизация фрахтом: цены толкают транзит по Неве к железной дороге

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Рост цен на морские перевозки может спровоцировать отток речных поставок на железную дорогу.

К речной навигации в Петербурге начали готовиться с середины марта. С 16–го числа стартовали ночные разводки пролётных сооружений. Первыми разъединили Дворцовый и Большеохтинский мосты. Сейчас тестовый период завершён. Всего путепроводы над Большой и Малой Невой поднимались 46 раз, сообщили "ДП" в "Мостотресте". Теперь акватория стала доступна для захода грузовых и пассажирских судов.
"При проведении пробных разводок проверяется готовность оборудования привода разводных пролётов, систем сигнализации, мониторинга и подсветки, средств внешней и внутренней связи. Отрабатываются навыки и слаженность действий механиков в нештатных ситуациях. Определяется текущая неуравновешенность крыльев разводных пролётов", — поясняет главный механик СПб ГБУ "Мостотрест" Сергей Смыков.
В 2021 году существенного снижения транзита по Неве не предвидится, говорят эксперты. В отличие от пассажирских перевозок, грузовые менее зависимы от эпидемиологической обстановки. Даже в самый разгар пандемии, когда границы были закрыты для людей, движение товаров по речным путям не прекращалось.
В результате грузооборот в 2020 году сократился лишь на 9%: 3,7 млн т сырья было транспортировано из Большого порта Санкт–Петербург и обратно, тогда как в 2019 году — 4,1 млн т. Практически по всем позициям наблюдалось незначительное сокращение, а наливные номенклатуры и вовсе продемонстрировали рост на 16%.
Основной фактор, оказывающий влияние на грузовые потоки в 2021 году, — потребность в чёрных металлах, нефтепродуктах, древесине, строительных материалах в России и за рубежом. По Неве товары экспедируются в направлении Волги, Камы, Дона, а также в порты Европы.
"У речного транспорта своя ниша. Это и обеспечивает стабильный средний грузооборот из года в год. Отрасли, пользующиеся услугами речной перевозки, были менее подвержены пандемии. Самые распространённые поставки по Волго–Балту — насыпные (песок и щебень). Они едут в Череповец и Вологду. Второй по грузообороту — это лес", — объясняет доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев.
Некоторую угрозу транзиту по Неве представляет возросшая ставка морского фрахта. Если автоперевозки проигрывают речным по времени, то железная дорога вполне может составить конкуренцию. Вместимость одного подвижного состава аналогична грузовому судну — 5 тыс. т, рассказывает Владимир Николаев.
Но поезда курсируют круглый год. Это даёт возможность отправителям построить беспрерывную цепочку логистики, без поиска альтернативных вариантов доставки в зимний сезон.
Так что, если ставка перевозок по морю в ближайшее время не скорректируется в меньшую сторону, может произойти отток грузов на железную дорогу.
"Всё так же присутствуют проблемы с отсутствием мест и порожних контейнеров, ставками, которые не снижаются. Скорее всего, неизбежно перераспределение грузопотока между отправками морем и по железной дороге", — прогнозирует руководитель отдела мультимодальных перевозок "Канавара Групп" Анна Суханова.