Несмотря на появление "Лахта центра", а ранее — торгового городка в самом сердце, Лахта по–прежнему остаётся дачным посёлком. Но долго ли продержится такое положение дел?
Мы решили вспомнить, как менялся облик аналогичных мест с приходом "цивилизации", и предложили экспертам оценить перспективы этого предместья.
Не сохранилось ничего
Активное расширение Ленинграда, начавшееся в 1960–х годах, прекратило историю десятков пригородных деревень. Особенно подробно описана история уничтожения Купчино — благодаря местному краеведу Денису Шаляпину, автору не одной книги и популярного сайта. Когда–то небольшое селение под этим названием находилось вдоль Белградской улицы у станции Проспект Славы.
До наших дней об историческом Купчино не сохранилось почти ничего. Разве что одна из аллей Купчинского сквера, которая повторяет трассу центральной деревенской улицы. А ещё на ней стоял старый фонарный столб — возле дома на улице Димитрова, 6, корпус 2. В последнее время он не функционировал, да и самого плафона давно не было, но старым купчинцам он напоминал о прошлых временах. Пока летом 2018 года его не убрали вовсе во время лёгкого благоустройства сквера.
Похожая судьба постигла деревню Гражданку. Она располагалась в начале Гражданского проспекта. Краевед Сергей Назаров рассказал "ДП", что процесс исчезновения "был стандартный для многих пригородных деревень и посёлков, когда шла смена старой деревянной застройки на застройку многоэтажную квартальную". "На Гражданке деревянные дома были снесены в течение нескольких лет, в основном в середине 1960–х", — говорит собеседник. Полных данных, куда расселяли людей, Назаров не имеет, но многие бывшие гражданцы и теперь живут неподалёку.
"От старой Гражданки остались следы. Самое старое здание Гражданки — женская гимназия приюта принца Ольденбургского на территории завода “Красный Октябрь” на проспекте Непокорённых. Оно было построено в XIX веке. Ещё сохранилась бывшая 111–я школа 1936 года постройки на Гражданском, 7, где сейчас спортивная школа", — поведал Сергей Назаров.
Только три улицы
После окончания советской власти расширение города ведётся более щадящим образом. Старые селения сохраняются, а новостройки обступают их со всех сторон. Впрочем, старым жителям от этого не легче. Наиболее красочный пример — превращение деревни Кудрово в город. Когда–то она состояла всего из трёх улиц — Центральной, Набережной и Новой. Когда автор этих строк впервые побывал там в 2007 году, по Центральной проезжала одна машина в 10 минут. Теперь же там вечная пробка; среди смога овощи толком уже не вырастить, да и дорогу с трудом можно перейти.
Несмотря на появление "человейника", старое Кудрово как будто бы сохранилось, включая все три улицы. Вот только деревянные дома постепенно исчезают. Поначалу на смену приходили небольшие магазинчики и автосервисы, но недавно началось строительство первого многоквартирного жилого дома — восточнее перекрёстка Центральной и Новой.
С приходом девелоперов Кудрово лишилось единственного дореволюционного здания. Оно находилось на берегу реки Оккервиль севернее перекрёстка Центральной и Пражской улиц. По одной из версий, это была одна из построек мызы Косая Гора, принадлежавшей заводчице Полторацкой. Снос в 2013 году осуществил собственник — сельскохозяйственная артель (колхоз) "Янино", а теперь на этом месте жилой дом от "Полис групп". "Нельзя сохранять абсолютно все старинные дома. Таких помещичьих усадеб, как в Кудрово, по всей Ленинградской области столько!.. Надо рациональнее использовать территорию!" — в своё время комментировал главный архитектор Ленинградской области Валерий Ким.
Бронка им. Ломоносова
Последним утраченным посёлком в границах Санкт–Петербурга стал Ольгин Канал в Ломоносове. Он располагался северо–западнее железнодорожной станции Кронштадтская Колония. В российское время посёлок оказался в зоне влияния нового торгового портового терминала "Бронка", который развивает ООО "Феникс" (поначалу за ним стояло АО "Холдинговая компания “Форум”", а теперь его активами распоряжается ООО "Бронка групп"). И именно "Фениксу" власти доверили расселение жителей, в общей сложности около трёх десятков домов. Городские активисты тогда опасались за людей, учитывая связи и влияние владельцев "Форума".
"Мне кажется, что в ближайшее время жителям Ольгина Канала потребуется серьёзная помощь правозащитников. И лучше помочь сейчас, чем когда они станут клиентами “Ночлежки”", — предсказывал руководитель центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов.
В 2019 году территорию полностью расчистили не только от построек, но и от фонарных столбов, колонок и детской площадки. Две ольгинские улицы — Евгения Ефета и Рыбацкую — перекопали, а в январе 2021 года и вовсе упразднили как топонимы.
Пройдёт плавно
По какому сценарию пойдут в случае с Лахтой?
Автор книги "Исторические районы Санкт–Петербурга" краевед Сергей Глезеров полагает, что предсказать будущее довольно проблематично, поскольку в истории не было аналогов. "Сравнение с теми же Коломягами, где одноэтажные дома постепенно заменялись малоэтажными, не совсем корректно: у Коломяг нет башни. В целом, я думаю, условная “беднота” из Лахты исчезнет, Лахта превратится в средний класс, где будут жить весьма обеспеченные люди. Она станет малоэтажным районом в пригороде Петербурга", — пофантазировал в комментарии "ДП" Глезеров.
Святославу Гайковичу, основному владельцу и фактическому руководителю ООО "Архитектурное бюро “Студия–17”", будущее Лахты видится как цепочка из трёх составляющих — жилья, рекреации и безопасных видов трудовой деятельности, таких как офисы и коворкинги.
"Много десятилетий тому назад моя мать, Вероника Львовна Гайкович, работала в области градостроительства и делала так называемый зелёный пояс Славы Ленинграда. Вся прибрежная территория от Лахтинского разлива до острова Верперлуда получала довольно сильное развитие как место отдыха трудящихся. Но никто не сказал, что там не может быть жилых территорий, при этом дома должны быть малоэтажными. С учётом наличия северного берега залива, хорошо инсолируемого, и высокоствольных деревьев может получиться довольно интересное место", — рассуждает Гайкович в комментарии "ДП".
А вот девелопер Олег Сумбаев, руководитель группы "Соло", напротив, видит лахтинское будущее за высотным строительством: "Мне очень нравится, как уже сейчас получился район. Во–первых, мне бы хотелось там видеть побольше небоскрёбиков, сконцентрированных на одной точке. Во–вторых, вдоль Приморского шоссе в сторону Ольгино должна бы появиться современная деловая застройка". По мнению Сумбаева, процесс сноса деревянных домов "плавно пройдёт".
"Там есть хорошие образцы деревянного зодчества, и их надо музеефицировать. Но в целом там обилие деревянных халуп в совершенно никаком виде, и если они исчезнут, то будет хорошо. Но я расстроюсь, если исчезнет зелень", — отметил собеседник "ДП".