Фантомный груз: рост онлайн-заказов притормозил работу перевозчиков

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Клиенты онлайн-магазинов массово пожаловались на перебои с доставкой товаров. Обещанных грузов не дождались даже те, кто сделал заказ по предоплате.

Доставку сантехники петербуржец Иван Журавлёв уже переносил трижды. 7 марта он оформил товар на "Яндекс.Маркет", доставку назначили на 14-е число. Однако в день "икс" курьер не приехал. "С 10 утра и до 6 вечера я прождал курьера. Специально отложил все дела, потому что планировал в этот день заняться установкой сантехники. А меня даже не предупредили, что товара не будет. В итоге потратил время на пустое ожидание", — говорит огорчённый покупатель.
Доставку осуществляла транспортная компания ПЭК. Не удалось узнать о судьбе потерянного груза и по телефону горячей линии: сначала оператор попросил подождать, но затем звонок был сброшен.
На перебои с поставкой товаров в марте пожаловались и другие клиенты "Яндекс.Маркета". Один из пользователей купил через интернет кресло. Но в итоге остался и без денег, и без мебели. "Не ходите в “Яндекс.Маркет” с предоплатой, — предостерегает покупатель. — Как и все, искал себе удобное компьютерное кресло в разных шоу-румах. Нашёл! Купил через “Яндекс.Маркет” товар и оплатил там же сразу. Слюну пускаю, жду, когда доставят. А по факту в назначенный день и час не доставили. Кто виноват?"
За транспортировку товара также отвечала курьерская служба ПЭК. В "Яндекс.Маркете" подтвердили, что сбой произошёл по вине грузоперевозчика. "Несколько дней назад у компании ПЭК был небольшой сбой в работе и, в связи с этим часть заказов, в том числе и нашей компании, не была доставлена вовремя. Что касается наших заказов, то незначительное количество было не доставлено (или доставлено не вовремя) по этой причине, так как у маркета более 20 партнёрских курьерских служб", — говорят в пресс-службе онлайн-магазина.
Весенние перебои в логистике транспортная компания списала на ошибки в программном обеспечении. Кроме того, риск смещения сроков поставки возник из-за резкого роста онлайн-заказов. "В 2019 году компания вышла на рынок доставки посылок для сегмента e-commerce. И мы усилили B2C-направление — создали отдельный бизнес-юнит ПЭК. Easyway — это курьерская служба, которая обеспечивает доставку заказов интернет-магазинов в 100 тыс. населённых пунктов России. ПЭК приносит извинения за доставленные клиентам неудобства", — говорит руководитель направления клиентского сервиса ПЭК Игорь Коптев.
Заказ товаров через интернет — это экономия денег и времени. Сегодня всё больше людей делает выбор в пользу онлайн-шоппинга. Недавний локдаун привёл к тому, что на электронных площадках стали покупать не только технику или одежду, но и продукты.
Ключевой момент, нуждающийся в проработке, по мнению экспертов, — это синхронизация всех этапов движения груза: от оформления его на онлайн-ресурсе до передачи клиенту. Цифровая логистика скрывает множество нюансов. Особенно, когда речь идёт о крупных маркетплейсах вроде "Яндекс.Маркета", которые вовлекают в процесс сторонние компании.
"Возникает очень много тонких моментов, где может произойти разрыв цепочки: это и передача информации из базы данных маркетплейса в магазин, и передача товара сторонней службе доставки, и перевод заказа в базу данных службы доставки, и, разумеется, пресловутый человеческий фактор", — поясняет член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов. Ну и постоянно возрастающий спрос на онлайн-покупки и доставку товара заставляет логистических операторов в срочном порядке расширять свою ИТ-инфраструктуру, поэтому такого рода разовые сбои — неизбежный фактор роста, добавляет эксперт.