Андрей Жуков Все статьи автора
25 февраля 2021, 07:54 324

"Очень накладно": модель управления спросом на электричество рвётся в бой

Фото: Сергей Коньков

Модель управления спросом на электроэнергию ещё год будет обкатываться в режиме эксперимента. С 2022 года её могут внедрить законодательно.

Минэнерго разместило на сайте regulation.gov.ru проект поправок в закон "Об электроэнергетике", предполагающий включение в работу оптового рынка электроэнергии (мощности) модели управления спросом. Её суть в следующем: если потребители в часы высокого спроса на электроэнергию отключат некоторые устройства, то суммарное потребление в энергосистеме снизится. Системному оператору Единой энергетической системы (СО ЕЭС) в таком случае не придётся задействовать дорогостоящие источники электроэнергии.

Стали известны новые совладельцы "Теплоэнерго"

Стали известны новые совладельцы "Теплоэнерго"

202

Энергорынок устроен так, что при низком уровне спроса потребители получают электроэнергию от тех генераторов, себестоимость производства электричества у которых относительно невысока. К таким источникам относятся ГЭС и АЭС. По мере роста спроса Системный оператор подключает более дорогие источники, из–за чего средняя цена на электричество увеличивается.

Чтобы реже использовать дорогую генерацию и в итоге не допускать роста цены на электроэнергию в течение дня, регуляторы энергетического рынка и разработали модель управления спросом (Demand Response).

Пилотный проект по апробации модели проводится с 2019 года. Решением правительства РФ в законодательство введена новая категория участников оптового и розничного рынков электроэнергии — агрегаторы спроса. Это компании, преимущественно энергосбытовые, которые собирают заявки от потребителей, готовых в определённые часы по команде Системного оператора снизить электропотребление, то есть отключать часть энергопринимающих устройств. Агрегаторы спроса транслируют команды СО ЕЭС и в случае точного их исполнения потребителями выплачивают им денежную премию. В свою очередь, деньги агрегаторам переводит Системный оператор из тех отчислений, которые участники энергорынка платят ему за услуги по оперативно–диспетчерскому управлению.

Заработал миллион

В Петербурге агрегатором спроса является Петербургская сбытовая компания (ПСК). Там рассказали, что в 2020 году в проекте Demand Response участвовали 11 потребителей, а в 2019–м — шесть. Участники эксперимента подавали заявки агрегатору, в которых указывали, на какое количество киловатт они готовы сократить мощность энергопринимаемых устройств и какую плату хотели бы получить за эти услуги. Далее СО ЕЭС удовлетворял предложения тех агрегаторов, стоимость услуг которых не превышала установленную предельную цену. В ПСК отметили, что компания проходила все отборы в 2020 году, их было четыре.

"Команды на снижение нагрузки поступали от 3 до 5 раз в месяц. Потребитель сам выбирал длительность периода разгрузки — 2 или 4 часа, эта величина прописывалась в договоре оказания услуг между потребителем и агрегатором. Снижение возможно на любой объём, который заявил участник", — сообщили "ДП" в ПСК.

Новак озвучил прогноз по ценам на нефть в 2021 году

Новак озвучил прогноз по ценам на нефть в 2021 году

140

Абоненты, участвующие в отборе с ПСК, в 2020 году суммарно снижали спрос на 9,5 МВт в месяц. Размер вознаграждения, как говорят в компании–агрегаторе, зависит от точности исполнения команд СО ЕЭС, выбранной потребителем длительности периода разгрузки и объёма снижения. "У одного из наших потребителей максимальная сумма вознаграждения составила 1,8 млн рублей в месяц", — добавили в ПСК.

Вот такой эффект

В пресс–службе Сиcтемного оператора "ДП" сообщили, что среди потребителей механизм управления спросом на розничном рынке оказался "высоковостребованным". В 2019 году в пилотном проекте участвовали 39 агрегаторов управления спросом со 101 объектом потребления. В 2020 году их было уже 69 — с 355 объектами из 51 региона. Суммарно агрегаторы спроса в 2020 году получили от СО ЕЭС 658 млн рублей. Причём, как отметили в пресс–службе СО, объективная цена в условиях конкуренции заявок складывалась существенно ниже предельной. Это происходило вследствие того, что многие потребители были готовы оказывать услуги по ценам ниже предельных уровней. В итоге во время конкурентных отборов в 2020 году цены оказания услуг снижались в диапазоне от 7 до 88% от стартового уровня.

В СО ЕЭС отмечают положительный экономический эффект пилотного проекта. Так, в декабре 2020 года СО ЕЭС заплатил агрегаторам меньше, чем удалось сэкономить на снижении цены на электроэнергию. "В декабре 2020 года оплата услуг агрегаторов составила порядка 73 млн рублей, а эффект на рынке на сутки вперёд (РСВ) — более 82 млн рублей", — уточнили в СО ЕЭС.

В 2021 году эксперимент продолжится. Правительство РФ 8 февраля выпустило постановление № 132, которым продлило срок проведения пилотного проекта ещё на год.

По словам начальника департамента рынка системных услуг СО ЕЭС Максима Кулешова, предельный объём участия розничных потребителей в 2021 году увеличен до 1866 МВт (1% от спроса на мощность в РФ) против 910 МВт в 2020 году (0,5%). Предельная цена на 2021 год составляет 917 тыс. рублей за 1 МВт в месяц в первой ценовой зоне ОРЭМ (европейская часть РФ) и 762 тыс. рублей / МВт во второй (Сибирь).

Пора к делу

Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей электроэнергии", считает, что пилотный проект затянулся, модель пора переводить в боевой режим. "Результаты “пилота” показывают, что все задачи, которые перед ним ставились, давно выполнены, возможности механизма исследованы, интерес участников неуклонно растёт. Поэтому затягивать с пилотированием дальше не имеет смысла, вдобавок это очень накладно", — сказал он. Дзюбенко напомнил, что инициатива финансируется за счёт дополнительных платежей потребителей.

В ассоциации говорят, что уже ознакомились с предложенными поправками в закон "Об электроэнергетике" и считают, что проект нужно дорабатывать. Например, из текста документа не очевидно, как запуск модели поможет достичь положительных общесистемных экономических эффектов, которые привели бы к снижению расходов потребителей на энергоснабжение.

"Расходы потребителей энергии от агрегирования спроса должны быть компенсированы за счёт снижения платы за электроэнергию и мощность, замещения выработки наиболее дорогой и неэффективной генерации в пиковые часы с увеличением потребления в другое время суток. Однако положений, обеспечивающих такого рода эффекты для потребителей энергии, проект не содержит", — говорится в обращении Сообщества потребителей энергии на имя министра энергетики РФ Николая Шульгинова.

Боевая подготовка

Между тем в СО ЕЭС отмечают, что подготовка к переводу модели в боевой режим уже ведётся. В 2021 году помимо принятия поправок в закон "Об электроэнергетике" планируется скорректировать правила оптового и розничного рынков.

По прогнозам Системного оператора, к 2025 году в управлении спросом будет участвовать уже 4 ГВт мощности. "В дальнейшем программа управления спросом должна быть организована таким образом, чтобы в ней могли принять участие сотни тысяч потребителей", — говорят в СО ЕЭС.

Однако потенциал механизма может оказаться нивелирован из–за того, что многие потребители технологически не готовы ограничивать спрос. В связи с этим, считают в СО ЕЭС, одной из ключевых задач становится создание инфраструктуры (например, повсеместное использование приборов учёта с возможностью дистанционной передачи данных), обеспечивающей возможность участия в программах управления спросом широкого круга потребителей.

В СО ЕЭС отмечают, что с точки зрения законодательства в модели управления спросом может участвовать и население. Но для этого агрегаторам придётся решить множество организационно–технических вопросов.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама