Пора возвращаться в реальный мир: для Банка России кризис закончился

Автор фото: Владимир Гердо/ТАСС
Эльвира Набиуллина заявила вчера, что настала пора сворачивать антикризисные послабления. Ещё бы: в прошлом году, в условиях гражданской самоизоляции, уничтожения бизнеса и прочих неприятностей банки умудрились заработать почти столько же, сколько и в хлебном 2019–м, 1,6 трлн рублей.
В прошлом, по её оценке, остался и пик реструктуризаций кредитных портфелей (то, что банки делают во избежание дефолтов заёмщиков, но не для всех подряд). Математически всё верно: из 10% уже изменённых ссуд в портфелях лишь 20–30% перейдут в разряд невозвратных, то есть всего 2–3%. Расходы на них останутся незамеченными. Отсюда и вывод: финансовая система страны настолько окрепла благодаря умелым действиям ЦБ РФ, что никакие кризисы ей не страшны, поэтому пора возвращаться в реальный мир. День икс, установленный прошлогодней весной, остаётся неизменным: для кредитов бизнесу срок отмены назначен на 1 апреля, для розницы — на 1 июля.
Красивые слова регулятора скрывают другую проблему: что после этой даты будет с активами тех, кто не сумеет восстановить свою платёжеспособность? Или за чей счёт банкиры начнут покрывать те самые резервы? Ведь даже если один из двух крупнейших банков страны в 2020–м снизил чистую прибыль почти в 4 раза, а второй — пусть и на 8%, но там, наверное, ему новый акционер помог, в лице правительства РФ. И как же выживать региональным финансовым институтам, которым давно отрезан доступ к госденьгам и вместо кредитования они скупают гособлигации и живут на купонный доход? Отрасли, пусть даже и намёками связанные с туризмом, сферой обслуживания, повседневным спросом, то есть пострадавшие от коронавируса, кредитовать не готов ни один банк, ни крупнейший, ни региональный. Разве что очень дорого, чтобы компенсировать те самые будущие резервы.
Ответ регулятора на все эти вопросы банален: нужно развивать сервисы, технологии и продукты, усиливать конкуренцию, консолидировать бизнес, объединяясь в банковские группы. Тем самым собственными руками реализуя план по сокращению числа банков в стране. Ведь чем их меньше — тем услуги дороже, следовательно, доходы ещё выше. Частью прибыли банки всё равно делятся со своими акционерами, то есть государством.
Отменив послабления для банкиров, регулятор готовится к волне дефолтов. Тем более что временный запрет на банкротства отменён, а о продлении моратория никто государство так и не попросил.