"Р7–Офис" бесплатно отдаст своё ПО районным школам. Так разработчики выращивают базу пользователей, а школы спасаются от суда.
Компания "Р7–Офис" выиграла конкурс на поставку ПО в школы Приморского района. Решение внедрено в 10 школах, но их число будет увеличиваться. Лицензии распространяются бесплатно.
Такая практика уже давно устоялась на рынке. "Распространение бесплатных лицензий своего ПО в образовательных учреждениях — это общемировая практика, призванная увеличить общее количество пользователей", — отмечает директор департамента цифровых решений компании "Ланит–Терком" Марат Немешев.
По словам Анастасии Гореловой, руководителя программ обучения "Хаб Знаний МойОфис", это работа на будущее. Сегодняшние школьники через несколько лет выйдут на работу, и для них отечественные программы будут уже привычными.
"Для крупных корпораций очень важно, чтобы в обществе сложилась культура потребления определённого продукта. Школьник станет студентом, студент — специалистом, и на этом этапе произойдёт привыкание к определённому ПО. Специалист принесёт эту культуру в коммерческую компанию, которая будет уже покупать лицензионные копии, — отмечает Дмитрий Паршин, директор центра разработки Artezio. — Да, это долгосрочные инвестиции и определённые риски, поэтому работать по такой схеме решаются не все производители “коробочных” продуктов, а только крупные".
По данным на конец 2019–го, совокупная выручка российского сегмента офисных программных продуктов составила 6,01 млрд рублей. Наибольшую долю занимает Microsoft Office — на это семейство продуктов приходится 81% выручки, по данным CRN. На втором месте "МойОфис" (13%), "Р7–Офис" только на третьем (6%).
У российских вендоров есть свои плюсы: мультиплатформенность, совместимость с большей частью распространённых операционных систем, также они работают в парадигме законодательства РФ и развиваются с учётом требований местных заказчиков, считает руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков.
"Тем не менее с точки зрения функционала и интеграционных возможностей они часто уступают продуктам зарубежных вендоров. Это объясняется меньшим временем существования продуктов и, соответственно, меньшим количеством интеграций со сторонними приложениями", — говорит эксперт.
Школы не обязаны отказываться от иностранного ПО, но существуют рекомендации Минкомсвязи, в соответствии с которыми предпочтение должно отдаваться российским продуктам. Эти рекомендации трактуются в зависимости от настроя в конкретном регионе, рассказал "ДП" Алексей Щербаков. Но чаще всего решающей оказывается цена.
Дмитрий Паршин также считает, что школами движет желание отказаться от платных продуктов. "Ранее они зачастую устанавливали пиратские копии ПО. Сейчас начинают понимать, что использование цифровых продуктов без лицензии — это большой риск. Уже было несколько судебных прецедентов. Речь не об импортозамещении, а о защите от судебного преследования", — отмечает он.