В сегменте деловой недвижимости пандемия не столько отразилась на конкретных показателях, сколько изменила само восприятие организации рабочего пространства.
Сегодня для большинства компаний как никогда остро стоит вопрос возвращения к работе в офисе, а это значит — интерес к новым офисным пространствам растёт. Однако компании уже не заинтересованы в известных и привычных форматах, актуальными стали гибкие офисы и коворкинги. При этом сегмент довольно быстро адаптируется к запросу бизнеса.
Например, в гибких офисах за год удвоился объём предложения. Качественно этот продукт тоже меняется — дополняется набор услуг, появляются новые форматы. Данный тренд продолжит развиваться, но сформировался и другой: не все компании готовы отказаться от классических офисов, однако все принимают необходимость изменений — увеличения площади одного рабочего места, внедрения высокотехнологичных решений.
В Петербурге задача осложняется дефицитом в бизнес-центрах классов А и B помещений площадью больше 1 тыс. м2. Поэтому, как отмечают аналитики, большим спросом пользуется формат build-to-suit. Он также позволяет избежать проблемы серьёзных денежных вливаний для "морального" обновления зданий старой постройки.
Современные БЦ предлагают более насыщенную внутреннюю инфраструктуру: концепция часто учитывает преимущества локации и формирует комфортную среду пребывания. Ярким примером служит деловой квартал "Невская ратуша" — он является олицетворением открытости власти, популярным общественным пространством, современным комплексом бизнес-центров с почти нулевым уровнем вакансии.
"В последние годы на рынке офисной недвижимости наблюдается существенный дефицит ввода новых офисных площадей высокого класса. Для нас было важно реализовать проект, который гармонично впишется в историческую застройку и при этом станет архитектурной доминантой, новой достопримечательностью города, — говорит Иван Зуев, руководитель бизнес-направления "Девелопмент" "Галс-Девелопмент". — Сегодня мы возводим вторую очередь "Невской ратуши": новая задача не менее амбициозна — сдать объект раньше срока. С этой целью применена технология строительства top-down, которая позволяет аккуратно работать в центре города и осуществлять это быстрыми темпами. Учитывая особенности участка, был сделан выбор в пользу стилобата: в будущем это обеспечит некоторую манёвренность в решениях для арендаторов: пространство под зданиями первой и второй очередей — паркинг — может быть объединено".
Подобная мультифункциональность, пожалуй, является частью имиджевой составляющей — и для проекта, и для арендаторов: когда проект востребован бизнесом и интересен городу с точки зрения его развития.