Петербургский формулизм: королевские гонки мчатся в Ленобласть

Автор фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Автор фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

В ноябре расположенная в Ленинградской области гоночная трасса "Игора Драйв" получила категорию Grade 1 Международной автомобильной федерации (FIA).

Это даёт ей возможность принимать все виды автомобильных гонок, в том числе "Формулу-1". Сейчас российский этап "королевских гонок" проходит на трассе в Сочи, построенной вокруг объектов Олимпийского парка. Национальный Гран-при имеет большую популярность у российских болельщиков, но этапы на "Сочи автодроме" не отличаются зрелищностью (в 2017 году, например, в гонке не было обгонов вообще), а сама трасса регулярно подвергается критике со стороны пилотов "Формулы-1". С этой точки зрения расположенная в живописном месте "Игора Драйв" значительно интереснее — скоростная трасса с перепадом высот 17 метров уже успела получить восторженные оценки от участников российского этапа по шоссейно-кольцевым автогонка­м.
Контракт на проведение Гран-при России "Формулы-1" действует до 2025 года и заключён непосредственно с промоутером — АНО "Росгонки". Это означает, что при дополнительном согласовании с FIA этап может быть перенесён на другую трассу. Поэтому слухи о том, что уже в 2022 году "Формула-1" переедет из Сочи на "Игору Драйв", появившиеся год назад в британской прессе, сейчас уже кажутся вполне близкими к реальности.
Сама же "Формула-1" в последние годы пребывает если не в кризисе, то в явном застое. Начиная с 2014 года пилоты команды "Мерседес" выиграли три четверти всех гонок и все чемпионские титулы. Более того, шесть из семи побед в личном зачёте одержал один пилот — британец Льюис Хэмилтон. Дошло до того, что перед стартом нынешнего сезона большинство экспертов и болельщиков говорили о том, что соперников у Льюиса не будет и чемпион фактически известен ещё в феврале.
Некоторую сумятицу в чемпионат-2020 внесла эпидемия коронавируса. Первый этап в Австралии был отменён буквально за несколько часов до старта, а дальше отмены Гран-при посыпались одна за одной. Организаторы проделали титаническую работу, чтобы чемпионат, хоть и в сокращённом виде, всё-таки состоялся. При этом, так как были отменены все этапы в Азии и Америке, Гран-при "Формулы-1" пришлось принимать европейским трасса­м, которые в обычных условиях вряд ли могли на это рассчитывать. Например, "Формула-1" впервые после 1996 года провела гонку в Португалии, а в Италии прошло целых три этапа.
На интриге в чемпионате подобные перестановки, впрочем, сказались мало. Чемпионство ожидаемо — и вновь за явным преимуществом — выиграл Хэмилтон, который в этом году побил рекорд знаменитого Михаэля Шумахера по числу побед в гонках и сравнялся с ним по числу титулов. "Мерседес" одержал победы в подавляющем большинстве гонок. Приятным исключением стали этапы в италь­янской Монце и Бахрейне, где свои первые победы одержали Пьер Гасли и Серхио Перес из команд "второго эшелона". Впрочем, победы эти случились, когда у Хэмилтона и его команды возникли проблемы, и лишь подтвердили правило, по которому команда-середняк "Формулы-1" способна в условиях какого-то форс-мажора выиграть в лучшем случае один раз в 10 лет.
Неудивительно, что подобное доминирование одного пилота и одной команды на протяжении нескольких лет вызвало стабильное падение зрительской аудитории и снижение спонсорского интереса. А заодно породило новые дискуссии о том, что "Формула-1" "уже не та" и ей срочно требуется серьёзное обновление.
"Перезагрузка" запланирован­а на 2022 год и включает целый комплекс мер как технического, так и организационного характера. Наконец-то принято решение принудительно ограничить бюджеты команд — в 2022 году эта цифра составит $145 млн в год и в дальнейшем будет плавно снижаться. Время, которое каждая команда будет тратить на разработку машины с использованием аэродинамической трубы и систем трёхмерного проектирования, теперь будет зависеть от итогового места в чемпионате. Начиная с 2023 года будет заморожено развитие силовых установок. Сами машины "Формулы-1" претерпят существенные изменения — будет серьёзно упрощена аэродинамика, стандартизирован ряд узлов и деталей. Все эти меры призваны не только снизить расходы команд, но и повысить соревновательную составляющую за счёт увеличения числа обгонов.
При этом, даже если Хэмилтон решит завершить карьеру (разговоры о чём идут всё чаще), в "Формуле-1" остаётся чрезвычайно сильный состав пилотов. Чемпионы мира Себастьян Феттель и Кими Райкконен, возвращающийся в 2021 году Фернандо Алонсо, уже успевшая себя проявить талантливая молодёжь — Шарль Леклер, Макс Ферстаппен, Джордж Расселл. Если изменения-2022 дадут ожидаемый эффект, зрители вправе ожидать новых гонок, которые станут легендарными. Хочется верить, что одну из них петербуржцы увидят своими глазами на "Игоре Драйв".
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020