Кризис потребления: коронавирусный спад сократит инвестиции в энергетику

Для энергетики Петербурга и Ленобласти 2020-й стал годом падения выработки, кадровых перестановок и принятия решения о приватизации крупнейшего отраслевого игрока — ГУП "ТЭК СПб".

По итогам 11 месяцев потребление электроэнергии в энергосистеме Петербурга и Ленинградской области снизилось на 4,1% относительно января–ноября прошлого года. Выработка за этот период сократилась на 8,7%. Снижение показателей объясняетс­я двумя факторами — кризисом в экономике и аномально тёплой погодой в зимние месяцы, то есть в период, когда обычно отмечаются пики потребления. Но, поскольку тёплую зиму 2019/20 года сменила холодная весна, отопительный сезон — 2019/20 оказался самым длинным за последние 40 лет. Это позволило теплоснабжающим организациям компенсировать потери от погодных аномалий и нарастить отпуск тепла.

Новое общество

Текущий отопительный сезон стартовал довольно поздно, 15 октяб­ря, но периодическое протапливани­е Смольный объявил на месяц раньше — 17 сентября. Погодные качели в конце сентября — начале октября, когда температура воздуха то приближалась к +20°C, то падала до +5°C, вновь дали повод для разговоров о неэффективности работы городской энергетики. Иногда ТЭЦ топят воздух, а в отдельные дни потребители вынуждены включать все существующие в доме электрические и газовые приборы, чтобы согреться. Но оборудовать все здания города системами погодного регулирования — задача дорогая и, видимо, потому не приоритетная.
Хотя некоторые изменения в городском теплоснабжении в скором времени всё же ожидаются. В 2020 году Смольный наконец-то решился на приватизацию ГУП "ТЭК СПб", подготовка к этому событию велась последние лет пятнадцать. В Смольном утверждают, что к лету будущего года имущество ГУП внесут в качестве уставного капитала в новое АО, 100% акций которого будет находиться в городской собственности. Продавать акции частному владельцу город не намерен. В 2019 году выручка ГУП "ТЭК СПб" составила 32 млрд рублей, чистая прибыль — 301 млн. В компании утверждают, что после смены организационно-правовой формы предприятие сможет оперативно и эффективно распоряжаться имуществом, чтобы проводить реконструкцию объектов теплоэнергетической инфраструктуры. Приватизация позволит сократить сроки согласований, например, для строительства новых котельных на месте существующих.

Без начальника

Впрочем, пока неясно, кто будет курировать приватизацию крупнейшего теплоснабжающего предприятия Петербурга. В Смольном (по состоянию на 18 декабря, когда сдавался в печать номер) так и не назначили вице-губернатора, отвечающего за топливно-энергетический блок, взамен ушедшего в ФАС Максима Шаскольского. Пока вопросы энергетики, тарифной политики, равно как и транспорта, туризма и инвестиций, находятся в ведении вице-губернатора Максим­а Соколова.
Шаскольский куратором городской энергетики был менее 2 лет и запомнился кампанией по выявлению внутренних резервов у монополистов. В 2019 году выяснилось, что ГУП "Водоканал Петербурга" приобретало электроэнергию по ценам выше, чем у гарантирующего поставщика (ГП). Эта цена учитывалась при формировании тарифов "Водоканала". Далее по цепочке другие монополисты, получающие воду от "Водоканала", требовали более высоких тарифов для себя. Заставить водоснабжающую организацию покупать электроэнергию по ценам ГП власти смогли в прошлом году. Снизив издержки "Водоканала", Смольный ограничил рост тарифов у других крупных игроков, например того же ГУП "ТЭК СПб". Летом 2019-го они выросли, но на меньшую сумму, чем это закладывалось изначально. Тарифы на 2020 год устанавливались уже от относительно низкой базы 2019-го.
Найдя способ умерить аппетиты монополистов, Максим Шаскольский показал себя грамотным управленцем. В ноябре 2020 года он возглавил Федеральную антимонопольную службу. Влияние на городскую энергетику он сохранит и на новом месте работы. ФАС 5 лет назад получила функции упразднённой Федеральной службы по тарифам и теперь устанавливает предельные уровни роста тарифов для каждого региона отдельно.
Любопытно, поддержит ли ФАС инициативу федеральных властей выравнять тарифы на передачу электроэнергии в Петербурге и Ленинградской области. Если данное решение будет утверждено и одобрено, потребителям города придётся заплатить за электричество чуть больше, а области — чуть меньше. Причём, учитывая структуру спроса на электроэнергию, получится, что малые и средние городские предприятия будут частично субсидировать крупный бизнес Лен­области. К моменту сдачи материала в печать ясности с тем, случится ли выравнивание уже в 2021 году или будет отложено, не было.

Вернуть начисленное

Кадровые перестановки в 2020 году происходили не только в Смольном. На повышение ушёл министр энергетики Александр Новак, ставший вице-премьером. А его прежний заместитель, курировавший в Мин­энерго вопросы электроэнергетики, петербуржец Юрий Маневич отправлен в отставку.
Лишился кресла и глава комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти Артур Кийски, проработавший на этом месте 4 года. Отставка произошла после того, как в суд обратилось ПАО "Россети Ленэнерго" с иском к комитету финансов Ленобласти о возврате 17,4 млрд рублей недополученной выручки. Компания утверждае­т, что регион не вернул ей долг за так называемое сглаживание. В 2011 году, чтобы не допустить резкого роста цен на электроэнергию из-за перехода на новую систему расчёта тарифов, учитывающую возврат инвестиций в развитие сетей и гарантирующую определённую норму доходности по таким вложениям, федеральные власти разрешили увеличивать тариф постепенно, возвращая недополученные деньги энергокомпаниям в будущем. В Петербурге за сглаживание рассчитались, в Ленобласти, как утверждают "Россети Ленэнерго", — нет. Судебный процесс, начавшийся в апреле, по сумме иска является крупнейшим для региональной энергетики.
Коронавирусный год отрасль преодолела чуть легче, чем другие сектора экономики. Но спад, повлекший за собой падение потребления, может затормозить реализацию в будущем инвестиционных программ энергетиков. Зарабатывать деньги им станет сложнее: регуляторы будут тщательнее подходить к вопросу повышения тарифов. В таких условиях единственная возможность развиваться — это и дальше снижать издержки и повышать собственную эффективность.
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020