Одной прямой строчкой: спрос на швейную технику в пандемию обеспечил малый бизнес

Автор фото: EPA
На шитье медицинских масок малому бизнесу уже не заработать, этот рынок перенасыщен

Спрос на швейную технику в 2020 году обеспечивает в основном малый бизнес

Сколько промышленного швейного оборудования ни продавай, частники всё равно придут за розницей. Небольшие бренды одежды делают из швей "надомниц" и обеспечивают каждую необходимой техникой. Множатся семейные ателье — микробизнесы. Все они — не оптовики, но клиенты, которые в нестабильном 2020 году обеспечивают постоянный уровень спроса на швейную технику. Но остались ли в Петербурге те, кто по–прежнему закупает большие партии? И при чём тут Dior и некупленные квартиры?

Беспартийная торговля

Хотя бы один из аспектов "новой реальности" наконец потерял актуальность: производство медицинских и защитных масок перестало быть трендом в лёгкой промышленности. "На рынке перенасыщение, появилось много автоматизированных линий производства", — объясняет Эрна Барканс, директор по развитию компании KNIT ISM, которая поставляет оборудование и предлагает комплексные решения для швейных фабрик.
Более долгосрочным на рынке швейной техники оказался другой тренд — увеличение доли розничных продаж. "Сейчас опт отходит: крупные производства уже обеспечены оборудованием, они занимаются разве что амортизацией. Зато пандемия оживила розницу: многие швейные предприятия “рассадили” сотрудников по домам и решили обеспечить их оборудованием. В частности, поэтому спрос на технику и остаётся на прежнем уровне", — поясняет руководитель компании "Игла.рф" Даниил Лебедев.
Разумеется, речь о совсем небольших брендах — работающих со скромными заказами на аутсорсе или созданных локальными дизайнерами. Здесь оборудование покупают не партиями, а штуками — по две–три машины. По словам Эрны Барканс, такие предприниматели сотрудничают с тремя–четырьмя швеями, которым и предоставляют технику для "квартирного пошива". Зачастую таким микропредприятиям — выживающим или стихийно созданным — нужны дополнительные скидки. Одним из вариантов стала услуга trade–in.
"В США увидели, что местные магазины предлагают услугу обмена швейной техники на новую. При этом старые машины не выбрасываются и не разбираются на запчасти — у них появляются новые владельцы. Такие машины мы называем “техника с историей”. Они проходят полное техническое обслуживание в сервисном центре, в них заменяются изношенные детали, проводятся чистка и смазка. Только после этого мы выставляем их на продажу. Покупают их очень быстро, обычно в течение нескольких минут — публикуем в Instagram. За 2 года работы не было ни одной претензии или возврата", — рассказывает представитель компании Sewtradein Константин Попов.
По словам Эрны Барканс, особой популярностью сейчас пользуются прямострочные швейные машины: "Их прелесть в том, что они универсальны. Из–за качества строчки и скорости работы производственный вариант покупают даже многие небольшие ателье, которые в основном работают на бытовых машинах".
"Осенью и зимой многие шьют тёплые вещи из трикотажа, поэтому растут продажи оверлоков и распошивальных машин", — продолжает Константин Попов. И добавляет, что при этом швейные машины не имеют выраженной сезонности и продаются в течение года "ровно", но с учётом специализации. Например, если речь идёт о шитье нижнего белья или верхней одежды, покупаются машины с мощной зубчатой рейкой и регулировкой давления лапки.
По информации компании "Трансметалл", самыми продаваемыми марками швейного оборудования в России являются JACK, JUKI и Siruba.
В "Игла.рф" говорят, что преимущество — у китайских производителей техники: они побеждают по соотношению цены и качества. "Примерно 85% промышленного швейного оборудования — из Китая. Лидер по качеству — техника из Японии. Из европейских производителей первенство у Германии и Италии, хотя в Италии уже производится, по сути, только оборудование для влажно–тепловой обработки", — говорит Эрна Барканс.

Нож–трёхтысячник

Клиенты–оптовики в Петербурге тоже остались. По наблюдениям Эрны Барканс, их можно условно разделить на три группы. Первые — те, кто разрабатывает новую линию одежды (например, спортивную) или начинает самостоятельно работать над ассортиментом, который ранее переразмещался на других производствах. Вторые — открывающие небольшие фабрики с нуля (переход от микро к малому и среднему сегменту). Третьи — те, кто полностью обновляет парк оборудования, если он устарел.
Именно по третьему пути пошла Кристина Урусова, дизайнер одноимённого бренда сумок и создательница швейного производства. "Многие советовали нам машинки марки Typical. Но мы поняли, что они нам не подходят. Посмотрели ролики из закулисья Dior, увидели у них машинки JUKI и взяли точно такие же. На советы поставщиков особо не надеялись: многие нужные нам позиции перед приобретением нельзя было протестировать, а покупать кота в мешке за 65–300 тыс. рублей не слишком приятно. Поэтому и выработали свою схему подбора техники", — вспоминает Кристина Урусова.
По словам дизайнера, швейные машины — это лишь половина необходимого оборудования для цеха. Помимо машин (например, для производства кожаных сумок и аксессуаров) нужны прессы горячего тиснения, закройные столы, вырубной пресс, специальные лампы, закройные ножи, вытяжки и покрасочные машины.
"Одни только закройные ножницы с анатомической ручкой стоят по 3 тыс. рублей, а промышленная линейка — 1 тыс. Если сложить всю “мелочь” вместе, получится ещё миллион рублей. Вообще же на производство точно уходит несколько миллионов. Получается, что вместо квартиры я купила себе хорошую швейную технику для производства", — говорит Кристина Урусова.
Конкуренция среди поставщиков техники очень высока. По словам Константина Попова, доставка оборудования из Москвы и других регионов может занимать всего один день. Даже с учётом логистических издержек клиент почти всегда в силах отыскать более выгодное предложение в регионах. Так, в компании "Игла.рф", которая находится в Иваново, говорят, что на Петербург и Ленинградскую область приходится до 10% от общего числа заказов.
Но не все производители одежды выбирают этот путь. "Заказывать оборудование, например, из Москвы с доставкой в Петербург не советую. Буквально недавно я именно так покупала три швейные машины вместе со столами, и всё пришло потрёпанное и исцарапанное. Теперь выбираю технику только в Петербурге", — делится опытом Ирина Флик, создательница собственного швейного производства и бренда Ira&Ira.