20:2721 декабря 202020:27
594просмотров
20:2721 декабря 2020
Ажиотаж петербуржцев на фондовых рынках мог бы помочь Смольному решить транспортные проблемы.
На прошлой неделе Мосбиржа зарегистрировала дебютный выпуск облигаций петербургского дорожного подрядчика "АБЗ–1". Подрядчик это не простой, а для Смольного, можно сказать, "золотой", поскольку проявил редкую смелость и согласился поучаствовать в ГЧП на создание частного трамвая до Славянки.
Партнёром в этой концессии на общую сумму свыше 25 млрд рублей выступает Газпромбанк, и он же совместно с BCS Global Markets помогает организовать выпуск.
Увы, разделить все риски влиятельные государственные партнёры не решились. Деньги (3 млрд на первом этапе, а всего до 10 млрд рублей) АБЗ–1 занимает под своё честное имя, которое на открытом рынке оценивается в 11–12% годовых. Примерно по таким ставкам сейчас торгуются, например, облигации микрофинансовых организаций "МигКредит" и "Онлайн Микрофинанс" или девелопера "Легенда". С другой стороны, чего ожидать от сферы дорожного хозяйства, где банкротства и конфликты сторон — не редкость?
"Рейтинг компании — BBB–. Боюсь, что институциональные инвесторы в соответствии с рейтингом так массово не смогут поучаствовать, поэтому мы в первую очередь хотим заинтересовать этим займом физических лиц", — сказал на презентации директор по работе с эмитентами BSC Global Markets Рустем Кафиатуллин.
Расшифруем идею. Биржи сейчас в эйфории из–за колоссального притока неопытных частников, забирающих деньги с депозитов. По данным ММВБ, количество физлиц на фондовом рынке в этом году выросло с 3,85 млн до 7 млн человек, а в следующем году может превысить 10 млн.
Торговые платформы по всему миру переполнены фирмами с протянутой для IPO рукой. Даже российские эмитенты умудряются собрать денег с горочкой, как сделал недавно Ozon. Для бизнеса это редкая возможность избавиться от банковских залогов и получить средства на развитие.
Теперь к розничным клиентам потянулись и участники петербургского рынка инфраструктурного строительства. Вот только первый шаг получился очень робким.
"Инфраструктурные облигации" для узкого круга партнёров в городе уже выпускались — можно вспомнить вполне успешные проекты ЗСД или платной трассы до Москвы. А вот для широкого спроса экономика пока что, судя по всему, не дозрела. Хотя очевидно: если бы средства привлекались под конкретное СП, а государство давало гарантии, ставка была бы ощутимо ниже.
Однако ГЧП будет развиваться, других выходов при тотальном огосударствлении экономики у властей просто нет. Поэтому, будем надеяться, город дорастёт и до таких высоких материй. Вот сейчас, например, решается судьба метростроительства — вроде бы помочь городу взялся ВТБ.
Но представим на минуточку, что широкому кругу горожан предлагается приобрести инфраструктурные облигации, которые приблизят метрополитен к их дому. Надо полагать, миллиард–другой физлица точно подкинут, плюс девелоперы, которым проще будет продать "квадраты", плюс какие–нибудь федеральные денежные мешки. Пусть с миру по нитке, но процесс сдвинулся бы с мёртвой точки.
Главное — не растратить доверие розничных инвесторов, за плечами которых 30 трлн рублей на депозитах. Опыт "кидания" своих внутренних партнёров у государства есть — вспомнить хотя бы облигации сталинской эпохи. Но есть и опыт грамотного партнёрства с мировыми инвесторами, использованный для рывка в железнодорожном строительстве в XIX веке. Жаль, что он, в отличие от советского времени, совсем уже подзабылся.