Переток ценою в триллион: критические последствия наращивания "перекрёстки"

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Из–за роста "перекрёстки" российские товары теряют конкурентные преимущества на мировых рынках.

Перекрёстное субсидирование в энергетике — это принцип тарифообразования, при котором одна категория потребителей платит за электроэнергию меньше экономически обоснованного уровня, а другая — существенно больше. Причём бизнес субсидирует не только население, он также косвенно поддерживает компании из других регионов и отраслей.

Включили на максимум

По данным комитета по тарифам Петербурга, величина перекрёстного субсидирования, учтённая в тарифах на услуги по передаче электроэнергии на территории города, составила в уходящем году 6 млрд рублей. Для сравнения: в 2019–м она равнялась 5,5 млрд рублей. В комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области сообщили, что размер "перекрёстки", учтённый в 2020 году, достиг 6,5 млрд рублей, а в 2021–м увеличится до 7,3 млрд.
Существует несколько факторов, объясняющих рост перекрёстного субсидирования. В областном комитете по тарифам ссылаются на увеличение потребления электроэнергии населением и приравненными к нему категориями потребителей, в том числе петербургскими дачниками. Размер тарифов для таких абонентов ограничен устанавливаемым ФАС предельным уровнем, то есть значительно увеличить его нельзя. Кроме того, ФАС устанавливает и максимальный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Это означает, что региональные регуляторы, меняя тарифы на электроэнергию, вынуждены учитывать и изменение стоимости других ресурсов — воды, тепла, газа и т. д.
Другая причина роста "перекрёстки" — бегство крупных потребителей от сетевых распределительных компаний к магистральной ФСК. Сейчас тариф для сетей этой компании устанавливает ФАС. За исключением некоторых регионов, имеющих льготные тарифы, цена на услуги ФСК одинакова для всей страны. И она в 4–7 раз ниже тарифа распредсетей, в который как раз и "зашито" перекрёстное субсидирование.
"Перекрёстку" из конечной стоимости электроэнергии перенесли в тариф на услуги по передаче электроэнергии по региональным сетям в 2008 году. То есть потребители, которые не пользуются услугами распределительных компаний, в субсидировании населения и приравненных к нему потребителей не участвуют. Но, подключившись напрямую к подстанциям ФСК, крупные компании меняют экономический баланс в электросетевом комплексе. Бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры переносится на оставшихся потребителей, в первую очередь на средний и малый бизнес.
Рассуждая о "перекрёстке", эксперты чаще всего имеют в виду перекрёстное субсидирование в сетевом комплексе, но подобный механизм действует и на оптовом рынке электроэнергии. Хотя цены на нём формируются в результате спроса и предложения на электроэнергию, включают они и специальные надбавки, с помощью которых финансируются инвестиционные программы в генерации, в том числе развитие возобновляемых источников энергии и строительство новых атомных энергоблоков.
За счёт надбавок также ограничивается рост тарифов в отдельных субъектах федерации, таких как Крым, Калининградская область, регионы Дальнего Востока. По данным KPMG, опубликовавшей летом исследование "Перекрёстное субсидирование в электроэнергетике России", с 2015 по 2020 год эта дополнительная нагрузка на потребителей выросла в 3,4 раза, со 179 млрд до 615 млрд рублей. С учётом социальной (перераспределённой от одних потребителей на других) и инвестиционной нагрузки KPMG оценивает уровень перекрёстного субсидирования в России в 2020 году более чем в 1 трлн рублей.

Дальше некуда

Дальнейшее наращивание "перекрёстки" чревато для экономики страны. По данным комитета по энергетике Госдумы, перекрёстное субсидирование влечёт за собой снижение ВВП на 2–2,5% и промышленного производства на 1,25–2,5% в год. Цена на электроэнергию снижает конкурентоспособность российского экспорта. По данным компании "Русал", в России уже сейчас цены на электроэнергию для промышленных потребителей выше, чем в Канаде, Мексике, Нидерландах, Финляндии, Польше, Южной Корее. А на горизонте 2025–2030 годов рынки США и ЕС могут обеспечить цены на электроэнергию для энергоёмких экспортёров на уровне внутрироссийских и даже ниже.
Крупный российский бизнес вынужден вкладывать средства в непрофильную деятельность, строя собственные генерирующие мощности. Чаще это оказывается выгоднее, чем покупать электроэнергию по высоким тарифам. По данным ФАС, в 2019 году стоимость электроэнергии, полученной при помощи собственных источников в Ленобласти, составляла 3550 рублей / МВт•ч, что в 1,5 раза ниже тарифа при подключении к сетям среднего напряжения. Те, кто не строит собственную генерацию, переподключаются с распределительных сетей к магистральным.
Есть ли выход из этой ситуации? Как сообщили в петербургском комитете по тарифам, ссылаясь на федеральные инициативы, одним из путей решения проблемы может стать распределение перекрёстного субсидирования на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий, независимо от того, присоединены они к магистральным или распределительным сетям. Скорее всего, речь идёт о предложенной более года назад инициативе увеличения тарифа для магистральных сетей с одновременным снижением тарифа в распредсетях. Впрочем, есть риск, что, уменьшив таким образом "перекрёстку", регуляторы ограничатся лишь повышением тарифов ФСК, а цены распредсетей сохранят на нынешнем уровне. Вряд ли региональные сетевые компании согласятся на снижение поступлений. Впрочем, пока законопроекты по указанным инициативам не приняты.
Рассматривался и ещё один вариант — увеличить тарифы для населения. Два года назад предлагалось ввести дифференцированную плату. Домохозяйства, расходующие менее 300 кВт•ч в месяц, платили бы по регулируемому тарифу, а те, кто потребляет больше, — по повышенному или экономически обоснованному. В начале прошлого года от этой инициативы отказались.

Электроплита как индульгенция

Но есть отдельная категория потребителей — граждане, проживающие в оборудованных энергоплитами многоквартирных домах и в индивидуальных домах в сельской местности. Они имеют право на суперльготы. Тарифы для таких потребителей на треть ниже, чем для остальных физлиц. По данным исследования KPMG, из 263 млрд рублей суммарной "перекрёстки" в распредсетях вклад 199 млрд рублей обеспечили именно пользователи суперльгот.
Стоит отметить, что доля негазифицированных зданий в последнее время растёт, а значит, число потребителей, имеющих право на дополнительную льготу, увеличивается. В 2019 году в городском комитете по тарифам одной из мер по сокращению перекрёстного субсидирования как раз называли повышение коэффициента, применяемого при установлении тарифов для граждан, проживающих в домах с электроплитами, до 1,0. Только увеличение коэффициента с 0,7 до 0,75 в 2017 году обеспечило сокращение "перекрёстки" на 400 млн рублей.
Ситуация, когда потребитель не понимает, за что он платит и как формируется цена на приобретаемый им товар или услугу, ненормальна. Далеко не все потребители знают, какая часть их платежа компенсирует затраты энергетиков на выработку электроэнергии и её передачу, а какая направлена на поддержку отрасли, отдельных категорий людей и решение политических задач государства.
Формирование более прозрачной схемы установления тарифа с объяснением всех его составляющих повысит доверие между сторонами энергетического рынка и позволит найти правильные решения по устранению существующих перекосов.