Фото: Михаил Тихонов

Переток ценою в триллион: критические последствия наращивания "перекрёстки"

Из–за роста "перекрёстки" российские товары теряют конкурентные преимущества на мировых рынках.

Перекрёстное субсидирование в энергетике — это принцип тарифообразования, при котором одна категория потребителей платит за электроэнергию меньше экономически обоснованного уровня, а другая — существенно больше. Причём бизнес субсидирует не только население, он также косвенно поддерживает компании из других регионов и отраслей.

Энергетики перешли на цифру

Энергетики перешли на цифру

757
Дмитрий Жилин

Включили на максимум

По данным комитета по тарифам Петербурга, величина перекрёстного субсидирования, учтённая в тарифах на услуги по передаче электроэнергии на территории города, составила в уходящем году 6 млрд рублей. Для сравнения: в 2019–м она равнялась 5,5 млрд рублей. В комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области сообщили, что размер "перекрёстки", учтённый в 2020 году, достиг 6,5 млрд рублей, а в 2021–м увеличится до 7,3 млрд.

Существует несколько факторов, объясняющих рост перекрёстного субсидирования. В областном комитете по тарифам ссылаются на увеличение потребления электроэнергии населением и приравненными к нему категориями потребителей, в том числе петербургскими дачниками. Размер тарифов для таких абонентов ограничен устанавливаемым ФАС предельным уровнем, то есть значительно увеличить его нельзя. Кроме того, ФАС устанавливает и максимальный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Это означает, что региональные регуляторы, меняя тарифы на электроэнергию, вынуждены учитывать и изменение стоимости других ресурсов — воды, тепла, газа и т. д.

Другая причина роста "перекрёстки" — бегство крупных потребителей от сетевых распределительных компаний к магистральной ФСК. Сейчас тариф для сетей этой компании устанавливает ФАС. За исключением некоторых регионов, имеющих льготные тарифы, цена на услуги ФСК одинакова для всей страны. И она в 4–7 раз ниже тарифа распредсетей, в который как раз и "зашито" перекрёстное субсидирование.

"Перекрёстку" из конечной стоимости электроэнергии перенесли в тариф на услуги по передаче электроэнергии по региональным сетям в 2008 году. То есть потребители, которые не пользуются услугами распределительных компаний, в субсидировании населения и приравненных к нему потребителей не участвуют. Но, подключившись напрямую к подстанциям ФСК, крупные компании меняют экономический баланс в электросетевом комплексе. Бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры переносится на оставшихся потребителей, в первую очередь на средний и малый бизнес.

Рассуждая о "перекрёстке", эксперты чаще всего имеют в виду перекрёстное субсидирование в сетевом комплексе, но подобный механизм действует и на оптовом рынке электроэнергии. Хотя цены на нём формируются в результате спроса и предложения на электроэнергию, включают они и специальные надбавки, с помощью которых финансируются инвестиционные программы в генерации, в том числе развитие возобновляемых источников энергии и строительство новых атомных энергоблоков.

За счёт надбавок также ограничивается рост тарифов в отдельных субъектах федерации, таких как Крым, Калининградская область, регионы Дальнего Востока. По данным KPMG, опубликовавшей летом исследование "Перекрёстное субсидирование в электроэнергетике России", с 2015 по 2020 год эта дополнительная нагрузка на потребителей выросла в 3,4 раза, со 179 млрд до 615 млрд рублей. С учётом социальной (перераспределённой от одних потребителей на других) и инвестиционной нагрузки KPMG оценивает уровень перекрёстного субсидирования в России в 2020 году более чем в 1 трлн рублей.

Отрасль быстрого реагирования: падение выработки срезало выручку энергетиков

Отрасль быстрого реагирования: падение выработки срезало выручку энергетиков

140
Андрей Жуков

Дальше некуда

Дальнейшее наращивание "перекрёстки" чревато для экономики страны. По данным комитета по энергетике Госдумы, перекрёстное субсидирование влечёт за собой снижение ВВП на 2–2,5% и промышленного производства на 1,25–2,5% в год. Цена на электроэнергию снижает конкурентоспособность российского экспорта. По данным компании "Русал", в России уже сейчас цены на электроэнергию для промышленных потребителей выше, чем в Канаде, Мексике, Нидерландах, Финляндии, Польше, Южной Корее. А на горизонте 2025–2030 годов рынки США и ЕС могут обеспечить цены на электроэнергию для энергоёмких экспортёров на уровне внутрироссийских и даже ниже.

Крупный российский бизнес вынужден вкладывать средства в непрофильную деятельность, строя собственные генерирующие мощности. Чаще это оказывается выгоднее, чем покупать электроэнергию по высоким тарифам. По данным ФАС, в 2019 году стоимость электроэнергии, полученной при помощи собственных источников в Ленобласти, составляла 3550 рублей / МВт•ч, что в 1,5 раза ниже тарифа при подключении к сетям среднего напряжения. Те, кто не строит собственную генерацию, переподключаются с распределительных сетей к магистральным.

Есть ли выход из этой ситуации? Как сообщили в петербургском комитете по тарифам, ссылаясь на федеральные инициативы, одним из путей решения проблемы может стать распределение перекрёстного субсидирования на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий, независимо от того, присоединены они к магистральным или распределительным сетям. Скорее всего, речь идёт о предложенной более года назад инициативе увеличения тарифа для магистральных сетей с одновременным снижением тарифа в распредсетях. Впрочем, есть риск, что, уменьшив таким образом "перекрёстку", регуляторы ограничатся лишь повышением тарифов ФСК, а цены распредсетей сохранят на нынешнем уровне. Вряд ли региональные сетевые компании согласятся на снижение поступлений. Впрочем, пока законопроекты по указанным инициативам не приняты.

Рассматривался и ещё один вариант — увеличить тарифы для населения. Два года назад предлагалось ввести дифференцированную плату. Домохозяйства, расходующие менее 300 кВт•ч в месяц, платили бы по регулируемому тарифу, а те, кто потребляет больше, — по повышенному или экономически обоснованному. В начале прошлого года от этой инициативы отказались.

Электроплита как индульгенция

Но есть отдельная категория потребителей — граждане, проживающие в оборудованных энергоплитами многоквартирных домах и в индивидуальных домах в сельской местности. Они имеют право на суперльготы. Тарифы для таких потребителей на треть ниже, чем для остальных физлиц. По данным исследования KPMG, из 263 млрд рублей суммарной "перекрёстки" в распредсетях вклад 199 млрд рублей обеспечили именно пользователи суперльгот.

Стоит отметить, что доля негазифицированных зданий в последнее время растёт, а значит, число потребителей, имеющих право на дополнительную льготу, увеличивается. В 2019 году в городском комитете по тарифам одной из мер по сокращению перекрёстного субсидирования как раз называли повышение коэффициента, применяемого при установлении тарифов для граждан, проживающих в домах с электроплитами, до 1,0. Только увеличение коэффициента с 0,7 до 0,75 в 2017 году обеспечило сокращение "перекрёстки" на 400 млн рублей.

Ситуация, когда потребитель не понимает, за что он платит и как формируется цена на приобретаемый им товар или услугу, ненормальна. Далеко не все потребители знают, какая часть их платежа компенсирует затраты энергетиков на выработку электроэнергии и её передачу, а какая направлена на поддержку отрасли, отдельных категорий людей и решение политических задач государства.

Формирование более прозрачной схемы установления тарифа с объяснением всех его составляющих повысит доверие между сторонами энергетического рынка и позволит найти правильные решения по устранению существующих перекосов.

Андрей Жуков Все статьи автора
21 декабря 2020, 10:58 238
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама