На днях "Метрострой" принялся за прокладку финального тоннеля, необходимого для открытия новой станции "Горный институт" на Васильевском острове.
Пустить на неё пассажиров обещают в 2023 году. Впору задуматься: а куда вести подземку дальше — при нашем–то скудном бюджете?
Сейчас в Петербурге строятся участки двух линий. Четвёртую, "оранжевую", удлиняют от "Спасской" до "Горного института" (с промежуточной "Театральной"), а ещё строят совсем новую — шестую, "коричневую", от "Путиловской" (переход на "Кировский завод") до "Юго–Западной".
По традиции, которую много лет назад завёл Смольный, открытие многократно переносили. Ещё недавно все три станции (исключая только "Театральную") обещали пустить в 2022 году, но теперь называется уже 2023–й. Гарантий, что он окончательный, конечно, нет.
Впрочем, проблемы с финансированием тем не менее не мешают чиновникам мечтать о грядущем. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры изыскал деньги на проекты планировки множества новых станций. Удивительного в этом ничего нет: такие проекты стоят бюджету в общей массе копейки, зато с точки зрения пиара они вполне эффективны.
Ведь городские СМИ с радостью начинают расписывать, где будет построено метро. Вопрос, когда именно оно будет построено, через сколько десятков лет, особо не поднимается, главное — зародить в людях надежду.
Но попробуем осмысленно подойти к развитию подземки — из расчёта одна станция в год (в среднем именно такая скорость строительства в Петербурге). Убеждён, что в первую очередь нужно обеспечить метрополитеном старые районы, ведь они ждут дольше всего.
Так что, дорогие жители озера Долгое и прочей Каменки, — извините. Начало прокладки шестой линии наиболее осмысленно. Другое дело, что рыть тоннели стоит не в сторону "Обводного канала", как это задумано сейчас, а в обратном направлении — к Сосновой Поляне.
Тут есть один контраргумент, называется он "эффектом “Выхино”" (по московской станции метро). Это когда поезда подвозят толпы на одну станцию, которая и без того еле справляется с пассажиропотоком.
Мол, уже сейчас составы на "Кировский завод" в утренние часы пик приходят переполненные — как же в них набьются "коллеги" с шестой линии? На мой взгляд, проблема в целом выдуманная. Ведь уже сейчас потенциальных пассажиров шестой линии обслуживает исключительно "красная" ветка.
С открытием шестой линии народ просто перераспределится: если сейчас он едет на трамвае до "Автово", то теперь — на метро до "Кировского завода". То есть количество пассажиров не увеличится. В конце концов, без проблем можно сделать отдельные составы, которые будут отходить пустыми с "Кировского завода" в сторону центра.
Но если строительство целой линии метро — дело дорогое, то можно предложить несколько более дешёвых вариантов. Скажем, пустить в Шушары наземное метро. Достаточно после станции "Купчино" проложить пути вдоль Витебской железной дороги на юг. Там есть несколько технических сложностей (например, как поезда будут уходить в депо "Московское", что делать с вокзальным комплексом детской железной дороги), но все они решаемы.
Из подземного метро стоит взяться за удлинение первой линии за "Проспект Ветеранов": там напрашиваются станции "Ульянка" и "Лигово". А вот четвёртую линию за "Улицу Дыбенко" стоит тянуть не в Кудрово, поощряя местных девелоперов в создании на границе с городом "мегамуравейника", а на юг, чтобы появилась станция на углу Народной ул. и Дальневосточного пр. И тогда бы депо, так необходимое метрополитену, могли бы построить в глухой промзоне около садоводства "Красный Октябрь".
Собственно, уже этих планов — при сохранении финансовой политики Смольного — хватит лет на пятнадцать. (Главное, чтобы чиновники не догадались тратить и без того скудные деньги на откровенно вредные прожекты, такие как метро в Пулково).
Увы, шансов на появление подземки в Полюстрово, Ручьях, на Пискарёвке, Большой Охте, Пороховых и Ржевке нет никаких, поэтому можно даже не мечтать. Разве только если в какой–то момент федеральный центр вдруг не решит: так–с, в Москве уже станций достаточно, пора развернуться и в Петербурге.