Пандемия коронавируса в Евросоюзе больше всего повлияла на рынок труда среди молодёжи, которую эксперты уже называют "потерянным поколением". Хаос в экономиках закрыл возможность строить карьеру вчерашним выпускникам вузов, а те кто учатся не знают, смогут ли вообще закончить образование в условиях жёстких ограничений.
Группа риска
Во всех странах Евросоюза основной прирост безработицы обеспечивает группа 16–29 лет. Резко расти она начала ещё в апреле, а социологи не видят ничего удивительного: многие студенты по сути даже не смогли нормально завершить учёбу. Экзамены кое-где и вовсе выглядели, как фикция, а у других карантин и модель дистанционного обучения испортила всю картину. Кроме того, исчезла практика, возможность начать работу в крупных коллективах, с возможностью постепенно влиться и закрепиться уже как специалист.
В социальных сетях знаком времени стали всевозможные мемы, в которых фотографии и видеокадры выпускников прошлых лет, весело выбрасывающих в небо сотни тетрадей и конспектов, как это принято в западной культуре после окончания учёбы, сменяются сегодняшним выбрасыванием ноутбука из окна своего дома. В полном одиночестве.
Устрашающая статистика
По мнению европейских социологов и экономистов, такое положение дел может растянуться на десятилетие. Даже если произойдёт чудо, вакцинация пройдёт быстро и доступно, а уже весной следующего года жизнь начнёт возвращаться в привычное русло, привычки бизнеса изменились навсегда. Многие компании отказались от необязательных расходов и сосредоточились на краткосрочной цели выжить. Взращивание молодых специалистов с правом на ошибки не входят в эти задачи.
Такой подход уже сказывается на сегодняшней ситуации практически во всех странах ЕС. Хуже всего к новым условиям оказались готовы те, кто перешагнул совершеннолетие в 2020 году. Кроме того, в большинстве компаний в ЕС не принято принимать на работу молодого специалиста без опыта с бессрочным контрактом. В итоге такие контракты в попытках сократить все необязательные расходы, разумеется, не продлили.
По данным Eurostat, во втором квартале этого года работа была у 187,3 млн жителей ЕС в возрасте 20–64 лет. Это 72%. В первом квартале этот показатель был 73%. Разница всего в один процент на фоне полумиллиардного ЕС — значительное обрушение. "Уровень безработицы рос во всём Евросоюзе, кроме Германии и Мальты. Больше всего, на 2% и выше, он вырос в Эстонии, Болгарии, Испании, Португалии, Ирландии и Австрии", — утверждается в докладе Eurostat.
И самый большой прирост именно среди молодёжи. Быстрее всего в Словении, Ирландии, Испании, Финляндии, Португалии, Швеции и Эстонии. Согласно статистическим данным за ноябрь, во всём ЕС без работы находятся 18,4% людей в возрасте до 25 лет.
"А сравнивая страны ЕС, разница ещё ярче. Например, в Испании и Греции безработица среди молодёжи достигает 40%", — в своём обзоре сообщает CNBC.
Повторение 2009 года?
Директор брюссельского аналитического центра Bruegel Гунтрам Вольф опасается, что пандемия коронавируса может вызвать такую же реакцию, как финансовый кризис 2009 года. В те времена безработица среди молодёжи резко выросла по всему миру, только за один год уровень подрос с 10% до 19%, а в Евросоюзе — с 16% до 26%. Быстрее всех из ямы выбрались в США, а в ЕС к докризисным показателям вернулись только к 2018 году. "А в таких странах, как Греция, Испания или Италия ещё в прошлом году этот показатель был выше, чем до прошлого экономического кризиса", — пишет Г. Вольф в своей колонке в The Guardian.
По его словам, чтобы избежать углубления проблем безработицы среди молодёжи, ЕС должен проводить сегодняшнюю фискальную политику не только в следующем году, но и в 2022 и даже 2023 годах. Кроме того, подчёркивает аналитик, необходимо создавать различные программы, с помощью которых бизнес будет поощряться при трудоустройстве молодёжи.
"Европейская Комиссия обещает, что из сегодняшнего фонда поддержки экономики на поощрение трудоустройства молодёжи будет выделено 22 млрд евро. Такого финансирования на весь регион может оказаться недостаточно", — считает он и призывает власти ЕС не повторять ошибки десятилетней давности, когда различные страны ЕС, в гонке "кто потуже затянет пояса", сокращали финансирование на образование и молодёжные программы.
"Закрытые школы означают, что дети не получат должного образования и это упущение, особенно в семьях, в которых родители не очень-то и образованы, создаст очень много проблем в будущем. Многие страны ЕС до сих пор платят цену за то, что очень медленно внедряют цифровые технологии в школы и университеты. Если Европа хочет остаться конкурентоспособной, она должна инвестировать в будущее", — заключает Гунтрам Вольф.
Оптимизм молодости
Международная организация труда (International Labour Organization) в 112 странах мира провела социологический опрос среди 12 тыс. молодых людей, которым задавался вопросы о влиянии пандемии COVID-19 на их образование, планы по трудоустройству и финансовое положение. Каждый шестой из опрошенных в возрасте 18–29 лет признался, что из-за последствий ограничений, вызванных коронавирусом, прекратил работать: часть работу потеряли, другая формально остаётся трудоустроенными, но в действительности не работает.
Тем не менее, опрос показал, что молодёжь не теряет оптимизма. Около 40% опрошенных думают, что их будущее будет безоблачным и только 16% не уверены в перспективах собственной карьеры в ближайшее время. По словам инициаторов опроса, такой оптимизм вызван тем, что, по словам молодых людей, пандемия дала им шанс обучаться новым навыкам и получить новые знания.