
Петербургские компании — интеграторы роботов сообщают о повышенном спросе на свои услуги. Согласно прогнозам, он сохранится несколько лет.
Кратный рост показателей отметили сразу несколько игроков петербургского рынка.
ВАЛЛ–И с местной пропиской: на рынок выходят мусорные роботы из Петербурга
Управляющий директор Top 3D Group Василий Киселёв рассказал "ДП", что финансовые результаты компании в этом году выросли вдвое благодаря массовому принятию промышленной и коллаборативной робототехники производственными компаниями.
"Почти на каждом предприятии можно повысить производительность совместно или без человека, снизить брак или упростить техпроцесс", — считает он.
Руководитель направлений учебной и промышленной робототехники "Макро Солюшнс" Иван Комаров сообщает о трёхкратном росте за 2020 год.
"Ковид способствует этому процессу. Рынок стал более заинтересован во внедрении промышленных роботов–манипуляторов на различные участки производства, от перемещения предметов до сварочных операций", — отмечает он.
В компании "АНТ" также заявляют о значительном росте показателей. "Толчок был дан ещё в 2019 году, мы работали над крупным проектом по автоматизации центральной станции палетирования для одного из заказчиков в Ленинградской области — реализация пришлась на текущий год", — рассказывает управляющий компанией Владимир Никитин.
"Крупные инвестиционные проекты по модернизации производств планируются заранее. К счастью, коронавирус не отменил эти планы. Но сказался на сроках — европейские поставщики были долгое время под влиянием пандемии", — подчёркивает Никитин.
Мы те русские, что учат японцев делать роботов: петербургский бизнес в кризис
По его словам, сейчас интерес к оборудованию растёт планомерно, но не теми темпами, к которым готов рынок. Спрос сдерживается многими факторами: изоляцией экономики, падением курса рубля. Никитин говорит, что в нынешней ситуации компаниям зачастую сложно принять решение о долгосрочном планировании и внедрении новых технологий, даже если бизнес нацелен на стабильный и "безлюдный" производственный процесс.
С таким мнением согласны в "Робовизарде".
"Ограничения, с которыми мы все встретились, конечно, с одной стороны, затормозили многие процессы в производстве, но с другой — подтолкнули к более оперативному рассмотрению вопросов по внедрению роботов на промышленных предприятиях как инструмента по снижению зависимости от человеческого фактора", — отмечает заместитель директора компании Роман Тимофеев.
Активизировались старые партнёры, которые уже эксплуатируют роботов и хотят увеличить свой парк. Однако многие проекты в первом полугодии всё же были заморожены. Поэтому в "Робовизарде" продажи остались на уровне прошлого года. В компании ожидают существенного роста спроса после новогодних праздников.
Вместо людей
"Теперь проще с точки зрения экономики и альтернативных издержек уволить человека и взять на его место робота. Если с марта некоторые из–за пандемии не работали, то стоимость оплаты вынужденного простоя как раз будет компенсировать стоимость роботов. Им не нужны социальные отчисления и больничные", — рассуждает профессор практики индустрии 4.0 Московской школы управления "Сколково" Павел Биленко. Возросший спрос на роботизацию эксперт связывает ещё и с уменьшением стоимости технологических решений, а также с ростом качества и функционала систем и продуктов.
Стоит отметить, что спрос на роботов рос и до пандемии, а текущие показатели компаний во многом стали плодом сделок прошлого года. Внедрение робота — долгий процесс, и спрос года нынешнего ещё отразится на результатах компаний в следующем, считают аналитики.
"Нельзя вот так взять и заменить людей на производстве на роботов. Если предприятие до этого не задумывалось о роботизации, то, во–первых, нужно провести технический аудит на вопрос, можно ли в принципе заменить человека на той или иной операции промышленным роботом. Потом нужно разработать решение по роботизации этого процесса, затем спроектировать робототехнический комплекс. Сама покупка робота и его установка — завершающий этап и, наверно, самый короткий из перечисленных", — отмечает Роман Тимофеев.
Оптимистичные прогнозы преждевременны, считает Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники. "Коронакризис влияет на покупательную способность. Традиционно во время экономических кризисов растёт безработица, а вместе с ней снижается и количество роботов, которые интегрируются в производственный процесс. У бизнеса нет денег ни на людей, ни на роботов. Так реагировал рынок в 2009–2010 годах. Хорошо, если сейчас рынок робототехники сохранит показатели на прежнем уровне", — комментирует эксперт.
Где роботы ко двору
Самыми популярными процессами, которые роботизируют, являются перемещение и укладка готовой продукции на палеты для последующего хранения и транспортировки, а также сварка. В России почти две трети роботов используется на этих операциях. При этом большинство промышленных роботов занято на автомобильном производстве. Однако сейчас к роботизации подключаются компании и другого профиля.
"В России сфера только начинает массово набирать обороты, раньше рост наблюдался в основном за счёт автомобильной промышленности", — говорит Василий Киселёв. Сейчас, по словам предпринимателя, к интеграции робототехники подключается пищевая промышленность.
С таким мнением согласен и Роман Тимофеев: "Самые большие потребители промышленных роботов — это автомобильные гиганты. К сожалению, робототехнические комплексы ещё недостаточно доступны для предприятий среднего или малого масштаба. Хотя есть примеры удачного внедрения промышленных роботов и у них".
Интересно, что не наблюдается приоритета внедрений у компаний из сферы фармацевтики. Это связано с тем, что многие процессы на высокотехнологичных производствах уже автоматизированы, считает Иван Комаров.
Роботами интересуются и в общепите — недавно "Шоколадница" тестировала технику для помощи официантам.
"В Петербурге также разрабатываются интересные и перспективные проекты, связанные с оптимизацией сортировки мусора. В логистике внедряют робототехнические решения, тестируют технику для дезинфекции, помощи медицинскому персоналу", — говорит Алиса Конюховская.