Тотальный контроль: что даст бизнесу новая схема маркировки молочных продуктов

Автор фото: ТАСС

Минпромторг по просьбе бизнеса готов упростить маркировку молочной продукции

Скорректированный проект постановления о маркировке внесён Минпромторгом в правительство РФ 30 ноября. Согласно ему, производителям молочной продукции не придётся поэкземплярно маркировать скоропортящиеся товары. Иначе говоря, продукция, срок годности которой составляет 40 суток и меньше, будет прослеживаться объёмно–артикульным способом при поступлении/выбытии товара. Однако что именно подразумевается под этим способом, производителям пока неясно.
По словам главы департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерины Приезжевой, данная инициатива является беспрецедентной уступкой бизнесу. Ожидается, что новые правила маркировки будут приняты до 10 декабря.
Впрочем, производители молочной продукции в Ленобласти до сих пор не понимают процесс реализации предстоящей цифровой перемены для отрасли.
"Пока до конца не ясен механизм маркировки и точное значение объёмно–артикульного способа. Если он подразумевает маркировку партии, то, безусловно, затраты будут несколько ниже. Если всё же на каждой штуке должна быть маркировка, то нет", — рассказали "ДП" в пресс–службе ООО "СХП “Лосево”".
Там добавили, что упростить процесс маркировки для бизнеса помогут однозначность трактовки, доступность информации и оперативная разъяснительная работа с производителями.
По мнению Марины Петровой, заместителя председателя комитета Московской торгово–промышленной палаты по развитию АПК, цифровая маркировка позволит снизить затраты на данном этапе внедрения, но стратегически к 2023 году производителям всё равно придётся осуществлять маркировку каждой упаковки.
"В результате инвестиционные проекты могут приостановиться, так как банки будут просить отразить включение системы маркировки в финансовые модели. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что часть проектов просто не получат банковское финансирование", — отмечает она. Марина Петрова добавила, что система маркировки может быть успешно внедрена лидерами молочной отрасли, но для средних переработчиков и малых предприятий это будет дамоклов меч, который не даст им возможности развиваться.
Сопредседатель Союза потребителей Анатолий Голов считает, что маркировка молочной продукции нанесёт аналогичный вред и потребителям. "Упростить эту систему нельзя. Её цель — вовсе не защита прав потребителей, а организация тотального контроля за производителями в фискальных целях за наш, потребителей, счёт. Фактически это налог. И заплатят за это потребители", — говорит он. Анатолий Голов уверен, что скоропортящаяся продукция должна быть полностью освобождена от маркировки.
Впрочем, в пресс–службе ЦРПТ (оператор маркировки) отмечают, что с введением новой инициативы производителям будет проще работать. А новый срок полного введения маркировки — 1 сентября 2022 года — является компромиссом. "Не надо делать агрегацию и указывать её коды в универсальном передаточном документе. Магазину, соответственно, проще такую продукцию принимать", — рассказали "ДП" в ЦРПТ. Там добавили, что оператор взял на себя затраты предприятий на оснащение оборудованием и сервисами, а также на программное обеспечение.
"Эффективность работы отрасли в новых, более технологичных условиях будет напрямую зависеть от того, насколько компании заранее подготовятся", — считают в ЦРПТ.