Все под башней ходим: что "Лахта Центр" дал экономике Петербурга

Мечты сбылись. Судя по результатам подсчётов рейтинга "ТОП-100", переезд московских структур "Газпрома" в Санкт-Петербург становится ощутим во всех сферах экономики: от образования и спорта до телекома и грузоперевозок. Вот только вышло так, что почти все яйца оказались в одной корзине: по итогам 2019 года половина городских гигантов по выручке — это именно "дочки" газового холдинга. Грустно представить, что было бы с Северной столицей, если бы над ней не возвысилась башня "Лахта Центра".

Импульс нулевых

Расцвет петербургского капитализма пришёлся на нулевые годы. Тогда о появлении "Газпром сити" ходили только смутные разговоры, зато в современных промзонах оформлялись совершенно новые для города кластеры, например автопром или фармацевтика. В кресле губернатора хозяйствовала Валентина Матвиенко, а ВРП города рос в среднем на 10,3% (от минимума 8,3% в 2005–2006 годах до максимального значения 17,5% накануне празднования 300-летия).
Кривую роста переломил финансовый кризис 2008 года, от которого Петербург оправиться так и не смог. Лишь один раз удалось выйти на былые темпы роста, когда в 2011 году ВРП города увеличился на 8,3%. В среднем же за десятилетие экономика прибавляла лишь 3% в год. Эта безынициативность и стагнация стала приметой эпохи тогдашнего губернатора Георгия Полтавченко, ныне канувшего в пучину непубличности на посту председателя совета директоров госкорпорации ОСК.
Но виноваты ли губернатор и его команда в том, что экономика прервала взлёт? Вопрос сложный. В нулевые годы деньги в Россию текли рекой: цены на нефть росли, и быстро богатеющему населению нужны были бизнесы, способные обеспечить европейский уровень потребления. В структуре ВРП города в 2004–2007 годах примерно 25% занимала оптовая и розничная торговля. Люди проедали нефтяную ренту. После кризиса модель ощутимо скорректировалась. Доля торговли сократилась до 20%, зато экономику всё больше стали определять дорожающие квадратные метры. Средняя доля рынка недвижимости в ВРП выросла с 12,7% до кризиса до 20,9% после кризиса.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Проще говоря, первичный потолок потребления, характерный для развитых экономик, в отдельно взятом "окне в Европу" был уже достигнут. Но зато в нажившем "жирок" городе стало интересно жить, а в его офисах — престижно работать. Проблема в том, что других драйверов роста уже не осталось. 2010-е для России стали десятилетием снижения нефтяных цен, страха санкций, непримиримого геополитического соперничества и огосударствления экономики. Бизнес-климат испортился по всем фронтам, и сити-менеджеры при всём желании не смогли бы с этим ничего сделать. Разве что добиваться статуса вольного города по типу Гонконга — но это элите и в страшном сне не приснится. Максимум — особая экономическая зона на сотню–другую гектаров.

На голубом газу

Петербургу нужен был новый импульс, и таковым стал переезд в город структур "Газпрома". Да, делалось всё "в ручном режиме", как и принято в госэкономике, но и до этого городу нужно было дорасти. Влиятельные петербуржцы в Кремле достаточно долго оценивали опыт переезда "Газпромнефти" (он продолжался с 2006 по 2011 год), не последнюю роль сыграло и появление полноценной транспортной инфраструктуры для связи между столицами (первый "Сапсан" запустили только в 2009 году).
"Это для России переезд крупной компании из Москвы — событие, а в США ежегодно совершается до 300 тыс. корпоративных переездов, — рассказывал в 2011 году заместитель гендиректора "Газпромнефти" по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль. — И сегодня всё больше офисов крупных международных компаний располагаются за пределами столиц. Это удобно для компаний и выгодно с точки зрения развития региональной экономики. По статистике, на одно рабочее место в крупной компании создается в среднем пять в компаниях, которые обслуживают этот бизнес".
Примерно так всё и случилось. Единственное — обслуживать газовый гигант предпочитает себя сам. Теперь "Газпром" и главный городской девелопер (АО "Газпром-нефть Восточно-Европейские Проекты"), и крупнейший грузоперевозчик (ООО "Газпромнефть Шиппинг"), и одна из самых быстрорастущих телекоммуникационных компаний (ООО "Газпромнефть Информационно-Технологический оператор").
Именно "Газпрому" принадлежит один из самых крупных проектов в сфере бизнес-образования (ЧОУ ДПО "Газпром корпоративный институт"), и даже главный городской спортивный клуб уже который год носит корпоративную символику "Газпрома". Осталось только на красный городской герб немного голубого добавить.
При этом полноценно "Газпром" в городе ещё даже не обосновался. В сентябре директор филиала ООО "Газпром инвест" — "Газпром гражданское строительство" Антон Троянов сообщил, что переезд сотрудников в небоскрёб "Лахта Центр" может начаться лишь в конце 2021 года. Головная структура (ПАО "Газпром"), согласно СПАРК, до сих пор прописана в Москве, как и одна из последних её богатых "дочек" — ООО "Газпром бурение". Тем не менее у большинства юрлиц прописка уже петербургская.

К нам на огонёк

Если верить консалтинговой компании McKinsey, всё сделано очень даже правильно. "Прописка" крупнейших корпораций — это наиболее актуальная проблема урбанистического развития. Конкуренция тут жёсткая. По данным экспертов, из 2600 городов в базе Cityscope MGI только в 850 расположены штаб-квартиры крупных компаний. А по факту треть всех крупных компаний работает в 20 крупнейших городах, генерируя до 40% совокупной выручки. В эту двадцатку входит и Москва, приютившая, по оценке McKinsey, 116 крупных компаний (7-е место в мире). Можно обнаружить там и несколько второстепенных городов Японии (Осака, Нагоя) или США (Чикаго, Лос-Анджелес, Хьюстон). Но точно не Петербург.
Почему? Посчитаем. По данным системы СПАРК, в России по итогам 2019 года работало порядка 300 компаний с выручкой свыше $1 млрд. 108 из них расположены в Москве, что в целом бьётся с оценкой McKinsey и, кстати, вопреки стонам о коварстве столицы, вполне соответствует общемировому тренду. При этом в Санкт-Петербурге зарегистрированы только 26 таких компаний, и половина из них — это "дочки" "Газпрома". Да и из оставшихся многие считаются петербургскими весьма условно. Например, "Ростелеком" и банк ВТБ с городом связаны регистрацией, но их мозговой центр (а значит, и основные менеджеры, компетенции, технологии) — всё равно в Москве. В этом смысле отрадно было услышать о планах ВТБ вложиться в петербургское метро: хочется надеяться, это лишь первый шаг на долгом пути домой.
Ещё этим летом завершился предпоследний этап переезда в Петербург Объединённой судостроительной корпорации (общая выручка — чуть меньше $1 млрд). Тоже, правда, не по своей воле.
Хотя вроде и удобно держать головной офис поближе к основным активам, главным инициатором переезда, как признаются топ-менеджеры компании, всё-таки был лично президент Владимир Путин. То есть опять решение сверху.
И лишь в самых редких случаях корпорации переселяются в Петербург, влекомые мудрой политикой городских властей. Так было с "Национальной спутниковой компанией" (бренд "Триколор", выручка — около $0,25 млрд), которая в 2014 году принимала решение о переносе бизнеса из Москвы в Петербург из-за действующих в городе льгот по налогу на прибыль для организаций из сферы теле- и радиовещания.
Сложно обвинять бизнес в неповоротливости. Как пишут McKinsey, компании вполне закономерно "прилипают" к региону, в котором выстраивали бизнес-связи по ходу развития.
Именно поэтому городам проще привлечь не головной офис, а представительство иностранной компании, чтобы начать формировать какой-нибудь кластер (заводы "Ниссан" и ХММР в Петербурге — это компании с выручкой более $1 млрд). Дальнейшая задача — развить его до такой критической массы, когда регион превратится в магнит для талантов, капитала, а в конце концов, и для штаб-квартир корпораций.
Так что не страшно, что пока в Петербурге только газом и сыты. Если постараться, проявить политическую волю и изобретательность, то, может быть, и другие бизнесы слетятся на наш голубой огонёк.