Под ковидным знаком: пандемия едва не уничтожила петербургскую медицину

Автор фото: Сергей Коньков
По данным порта­ла businesstat.ru, в 2019 году оборот рын­ка медицинских услуг в Пе­тербурге составил 233 млрд рублей, сектор ОМС — 96,5 млрд рублей, сек­тор коммерческой медицины — 48,7 млрд рублей, ДМС — 7,9 млрд рублей. Опрос "ДП" показал, что рост на рын­ке лабораторной диагностики к ноябрю 2020 года по сравнению с ана­логичным периодом прошлого го­да в среднем составил 50%, сегмент частной скорой помощи показал увеличение на 100%, рынок компьютер­ной томографии (КТ) органов груд­ной клетки прирос на 100%, услуги на дому — на 400%.

Нагрузка без отдачи

По словам Романа Топольскова, глав­ного врача частной скорой медицин­ской помощи "Приоритет", сейчас спрос на скорую помощь превыша­ет предложение. Городские службы не справляются c увеличившим­ся в несколько раз потоком вызовов. "Пациентам приходится ждать бо­лее чем 4 часа, соответственно, воз­росла нагрузка на нашу службу ско­рой помощи, — рассказывает Роман Топольсков. — Кроме того, нам ча­сто приходится отказывать паци­ентам по причине малого количе­ства бригад на линии, вызванно­го нехваткой кадров".
Эксперт по­яснил, что это связано как с возрос­шим количеством единовременно заболевших сотрудников среди ме­дицинского персонала, так и с отсутствием стимулирующих выплат из федерального бюджета для медицинского персонала, работающего в отрасли частной медицины. Не­смотря на постановление №784, ко­торое предполагает, что каждый ме­дицинский работник, работающий с пациентами с COVID-19 или био­логическим инфицированным ма­териалом, должен получать стиму­лирующую выплату, компании при­ходится из собственных средств до­плачивать сотрудникам, работаю­щим с пациентами с подозрением на новую коронавирусную инфекцию и с пациентами с подтверждён­ной коронавирусной инфекцией.
В аналогичной ситуации находят­ся и другие клиники. За исключе­нием стоматологии, правительство не признало частное здравоохране­ние отраслью, пострадавшей от огра­ничительных мер, поэтому в панде­мию коммерческая медицина не получила никаких существенных пре­ференций.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
"Хотелось бы сказать "спасибо" властям за то, что в пандемию нам не запрещают работать: мы можем помочь людям в экстренных случа­ях и не прерывать плановое лечение пациентов. При этом обязательные платежи — налоги, аренда и зарпла­ты — остались прежними", — воз­мущается главный врач петербург­ской офтальмологической клиники "Я вижу" Виталий Авалиани. "Един­ственная значимая для нас мера, ко­торая была оказана частной меди­цине в качестве поддержки, — за­крепление комиссии эквайринга на уровне 1%. К сожалению, льготный период действовал только до 1 октября, и сейчас ставки вернулись к прежним значениям", — комментирует Юрий Андрейчук, генеральный директор лабораторной службы "Хеликс".

Выстояли

По подсчётам экспертов, около 50% небольших клиник не смогли выдер­жать давление кризиса и находятся на грани банкротства. Но у ключе­вых игроков рынка петербургской коммерческой медицины отсут­ствие поддержки со стороны прави­тельства не выбило почву из-под ног. Как рассказал председатель правле­ния Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС) Аркадий Столпнер, во время пандемии ди­агностические центры института в Петербурге потеряли примерно по­ловину потока "коммерческих" па­циентов, но количество обследова­ний за счёт средств ОМС практиче­ски не уменьшилось. "Часть потерь нам удалось компенсировать, пере­ключившись на КТ-обследование лёгких пациентов с подозрением на коронавирус. Что касается нашей Онкологической клиники и Центра протонной терапии, то в этом году их загрузка даже возросла, посколь­ку с 2020 года значительно расширился перечень медицинской по­мощи онкологическим пациентам, оказываемой за счёт средств ОМС", — комментирует Аркадий Столпнер.
По словам Владислава Барано­ва, генерального директора груп­пы клиник "СОГАЗ медицина" и АО "Номеко", выйти из патовой ситуа­ции стало возможно благодаря тому, что с марта в холдинге была выстро­ена система оказания медицинской помощи на дому, расширены услуги по диагностике (в первую очередь КТ-исследования) и организована работа мобильных бригад по отбо­ру биоматериала для последующего тестирования пациентов на COVID-19. "А летом, когда заболеваемость снизилась, нам удалось оператив­но спроектировать и за рекордные 5 недель создать собственную ПЦР-лабораторию. На данный момент её плановая пропускная способность — до 700 анализов в сутки, а среднее время выполнения исследования на COVID-19 — 1 день", — рассказы­вает Владислав Баранов.

Новые направления

"Наш опыт доказывает, что эффек­тивный бизнес в любой ситуации ищет новые точки роста, — говорит Владислав Баранов. — Мы видим своё развитие в расширении диа­гностики и медицинских услуг, ко­торые можно получить без необхо­димости посещать клинику, то есть планируем наращивать телеме­дицинские услуги и направление по оказанию помощи на дому".
В аналогичном направлении пла­нирует двигаться и "Хеликс". "Сей­час мы видим изменение предпо­чтительного формата взаимодей­ствия со стороны клиентов — ме­дицина уходит в онлайн. За время пандемии клиенты "распробовали" удобство оказания услуг на дому — например, сервис мобильной служ­бы для сдачи анализов вырос в 4 раза по количеству заказов и продолжил рост даже после снятия ограниче­ний по самоизоляции. В апреле за 2 недели мы запустили сервис бескон­тактной сдачи анализа на COVID-19 Сдайнакоронавирус.рф. Начинали мы с Петербурга, а сейчас сервис ра­ботает уже в 20 регионах РФ. Такие новые паттерны поведения потреби­телей, скорее всего, останутся и по­сле окончания коронавируса, поэто­му имеет смысл уже сейчас тести­ровать новые форматы и адаптиро­ваться к новой реальности", — убеж­дён Юрий Андрейчук.
Когда я начинал, то был, по сути, и врачом-лаборантом, и логистом, и операционистом. Когда мы укрупнились, много внимания уделял операционному управлению внутри компании.
Юрий Андрейчук
НПФ "Хеликс", генеральный директор
Наш опыт и запрос со стороны пациентов на медпомощь в шаговой доступности показывают, что выбранный формат будет востребован.
Елена Чернер
"Инвитро СПб", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .