Преодолеть турбулентность: что позволило рынку стройматериалов удержаться на плаву

Автор фото: Яндолин Роман
Налаженная логистика, но­вые направления для экс­портных поставок, модер­низация производства, оптимизация бизнес–процессов, расширение про­дуктовой линейки, усиление пози­ций в сегменте DIY — основные пун­кты, реализация которых позволила крупным игрокам городского рын­ка строительных материалов преодо­леть все сложности, которые плавно перетекли из 2019 года и пополнились новым перечнем в 2020–м.

Предвосхитить момент

"Пандемия коронавируса и эконо­мическая нестабильность этого го­да, как и затруднения с импортны­ми поставками, безусловно, оказали некоторое негативное влияние на сферу строительных материалов. В то же время ряд иных факторов, как, например, скачок интереса на рынке недвижимости, подогреваемый низ­кими ипотечными ставками, рост доли продаваемых квартир с отдел­кой, трансформация каналов продаж через DIY–ретейл, привёл к тому, что спрос на строительно–отделочные материалы по сравнению с аналогич­ным периодом прошлого года значи­тельно вырос", — комментирует ге­неральный директор Объединения строителей Санкт–Петербурга Алек­сей Белоусов.
Существует сразу несколько трен­дов, которые аналитики характери­зовали как возможные точки роста ещё в начале года. Часть из них не достигла пика: например, доля квар­тир с отделкой могла увеличиться в разы в связи с принятием инициати­вы, предлагающей добавить к критериям жилья стандарт–класса обяза­тельную меблировку квартир в но­востройках. Однако идея пока не об­рела конкретных документальных очертаний.
Зато усилился другой тренд, опять же благодаря "особым условиям" го­да, — повышенный интерес к за­городной недвижимости, бьющий исторические рекорды. Компании–производители активно взаимо­действовали с мелкими заказчи­ками, профессиональными строи­тельными, ремонтными и монтаж­ными бригадами, которые, к слову, составляют серьёзную часть ауди­тории DIY–магазинов, что позволило не только сохранить, но и нарастить объёмы продаж по ряду позиций.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
"Показатели за 9 месяцев 2020 года в сегменте строительных материа­лов соответствуют ожиданиям ком­пании. Даже с учётом пандемии про­дажи кирпича и гранитного щебня находятся почти в графике прошло­го года. При этом продажи газобето­на выросли на 30%, если сравнивать изменения за 9 месяцев год к году", — констатирует заместитель генераль­ного директора "Группы ЛСР" Васи­лий Кострица.
"В этом году у нас было небольшое падение весной: в апреле и мае прои­зошли просадки в продажах по сравнению с 2019–м до 20%, — рассказыва­ет генеральный директор компании “Технониколь” Владимир Марков. — Но отрасль спасло то, что строитель­ство инфраструктурных объектов практически не останавливалось. В итоге компания достаточно хорошо прошла первое полугодие и 9 месяцев этого года. Сейчас вышли практиче­ски на плановые показатели".
Действительно, по данным город­ского комитета по строительству, слу­чаев приостановки работ, связанных с распространением коронавирусной инфекции, на объектах капитально­го строительства Санкт–Петербурга не зафиксировано. Отсутствие пау­зы в реализации текущих проектов стало спасительной подушкой безо­пасности для отрасли.
Василий Кострица отмечает, что, несмотря ни на что, в 2020–м была возможность создать и задел на буду­щее: "В этом году мы приобрели но­вый песчаный карьер в Кингисеп­пском районе Ленобласти — “Тарай­ка 3”. Уверены, что высокое качество добываемого там продукта и удобное расположение уже в следующем году будут приносить плоды".

Вопрос цены

В апреле 2020 года в Петербурге созда­на вневедомственная рабочая группа "по вопросам разработки плана пер­воочередных мероприятий по мони­торингу цен на основные строитель­ные материалы и мониторингу ин­декса фактической инфляции". Её возглавил первый заместитель пред­седателя комитета по строительству Дмитрий Михайлов. Он рассказал, что с апреля по октябрь мониторинг стоимости строительных материа­лов показал следующий рост цен: по щебню — примерно 2%; по бетону — 1,5%; по газобетону — 5%, по горяче­катаной арматурной стали — от 8 до 14,5%. "Есть материальные ресурсы, которые не изменились в цене за это время. По некоторым позициям да­же наблюдается спад", — утвержда­ет чиновник.
Эту картину дополняет Алексей Бе­лоусов: "Тенденция к удорожанию и незначительному росту цен на стро­ительные материалы есть, и пре­жде всего она касается импортных составляющих, используемых при строительстве жилых комплексов бизнес–класса. Я имею в виду высоко­технологичное инженерное оборудо­вание, электронику для систем авто­матизации, лифты, высококачествен­ные отделочные и фасадные системы, аналогов которых нет в России". Дей­ствительно, потребности массового сегмента недвижимости закрыты: планомерное развитие в сторону им­портозамещения даёт плоды. Специ­алисты говорят о довольно высокой конкурентоспособности отечествен­ной продукции и наличии всех то­варных категорий, нужных для стро­ительства объектов стандарт– и ком­форткласса, на локальном рынке. Ка­чественный рост за счёт внедрения инновационных технологий и мо­дернизации производств позволяет говорить о стабильном наращивании объёмов экспорта.
То, что действительно серьёзно скорректировал 2020–й, — это взаи­модействие в новом режиме. "Этот год научил работать с партнёрами и другими клиентами компании в удалённом формате, — рассказывает Владимир Марков. — В марте–июне число командировок было сокраще­но до 100%, но при этом эффектив­ность не упала. Но в целом оказалось, что наши внутренние процессы и ин­фраструктура готовы даже к таким испытаниям. Поэтому каких–то ка­тастрофических последствий для се­бя не ощутили".
Я лично гаран­тирую высокое качество нашей продукции.
Артур Чеботарёв
генеральный директор, "Пикалёвский цемент"
За годы работы компания значи­тельно улучши­ла работу с кли­ентами, и мы продолжим дви­гаться в этом направлении.
Ян Даровский
генеральный директор, "Мастерстрой"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .