Оплот белогвардейщины: Смольный не спешит возвращать улицам исторические названия

Автор фото: Интерпресс

Как Советским улицам в центре Петербурга 22 года пытаются вернуть дореволюционные названия.

Рождественские улицы в старинном районе Пески были названы по когда–то стоявшей там церкви Рождества Христова, в 1930–е годы разрушенной. В 1923 году, к 6–й годовщине Октябрьской революции, они были переименованы в честь советской власти. Так на карте появились с 1–й по 10–ю Советские улицы. Возвратить им исторические названия Топонимическая комиссия рекомендовала не единожды, в первый раз — в 1998 году, ещё при губернаторе Владимире Яковлеве. Но пока их вернули на карту только в виде зелёной зоны (присвоить название скверу, как показывает практика, проще, чем улице). По данным системы "Консультант.Плюс", с июня 2010 года в законе № 430–85 "О зелёных насаждениях общего пользования" появляется Рождественский сквер на углу 6–й Советской ул. и Красноборского пер., где и стояла церковь, которую в то время ещё только собирались воссоздать.
Последний раз вопрос с Советскими — Рождественскими обсуждался в ноябре 2017 года, ещё при градоначальнике Георгии Полтавченко. В протоколе заседания отмечалось, что к тому моменту было получено согласование администрации Центрального района. Комиссия приняла положительное решение большинством голосов (идею переименования улиц поддержали 15 членов комиссии, четверо были против, ещё четверо воздержались). Следующим шагом должна была стать разработка проекта постановления городского правительства, но до неё дело так и не дошло. Комитету по культуре, который курирует Топонимическую комиссию, не дают отмашки для подготовки документа и просят с ним повременить, сказал "ДП" член комиссии Андрей Рыжков. "Это связано с тем, что, когда к вопросу в очередной раз возвращаются, поднимается чудовищный шум. Говорят, что любое покушение на названия советского времени — это кощунство, сопоставимое с выносом Ленина из мавзолея, а Топонимическая комиссия — это оплот белогвардейщины", — сообщил он.
Действительно, вскоре после упомянутого выше обсуждения комиссии не знакомое системе "Контур.Фокус" движение "Суть времени" передало в Смольный 280 подписей местных жителей — с требованием остановить переименование улиц. Среди политиков, кто без энтузиазма отозвался о перспективе смены названий, был и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. "Вы у народа–то спрашивали, хотят они или не хотят? Нравится, не нравится, но это наша история", — сказал тогда парламентарий, добавив, что "Топонимическая комиссия не представляет мнения всех жителей города Санкт–Петербурга". Формально депутаты в вопросах топонимики не участвуют, но настроения они, по–видимому, отразили верно. Последний раз в Петербурге исторические названия были возвращены как раз в 2017 году (Лафонская ул., а также трем улицам в Колпино). Кроме того, по подсчётам "ДП", на тот год пришёлся пик топонимической активности за последние 10 лет: в городской реестр названий улиц было внесено 53 правки, что составляет примерно ? от всех правок за десятилетие. Всего же в городском реестре около 1,9 тыс. названий проспектов, переулков, проездов и т. д.
В июле нынешнего года официально завершилось воссоздание Рождественской церкви (было получено разрешение на ввод в эксплуатацию; зданию присвоили адрес: 6–я Советская ул., 19). Но власти не воспользовались этим поводом, чтобы вернуться к истории с Советскими улицами. Можно было бы сослаться на эпидемию коронавируса — дескать, не до того, — но она не помешала в августе 2020–го городу обратить станцию метро "Новокрестовская" в "Зенит". В комитете по культуре не смогли оперативно предоставить комментарии, но из вышесказанного можно составить впечатление, что правительство Александра Беглова считает преждевременным массовое возвращение исторических названий. Топонимисты говорят о начавшемся застое, одни и те же вопросы по возвращению названий приходится рассматривать не по одному разу, и тем не менее это не является гарантией их утверждения Смольным. Однако остальные предложения комиссии, как правило, поддерживаются. Так, недавно комиссией было повторно рекомендовано переименовать улицу Книпович в Смоляную.
Ранее были отложены вопросы о возвращении исторических наименований улицам Чапаева и Котовского "в связи с отсутствием концепции восстановления исторических наименований Петроградского района Санкт–Петербурга, представляющих историческую и культурную ценность".
Между тем РЖД действуют смелее: так, совсем недавно, в октябре нынешнего года, железнодорожная станция Можайская была переименована в Дудергоф, ранее же Володарская превратилась в Сергиево, а Детское Село — в Царское.
Если для возвращения Советских улиц есть политические препятствия, поскольку не все будут этому рады, то для переименования Красноармейских в номерные Роты (Измайловского полка) есть ещё и технические. В связи с чем эти инфраструктурные элементы даже ни разу не выносились на рассмотрение Топонимической комиссии. По действующему законодательству невозможно вернуть название со статусной частью Рота, можно сделать только "улицу 1–я Рота", а это уже совсем не то, что хочется получить. Рот нет в списке элементов улично–дорожной сети (которые допустимо использовать при адресации), введённом приказом министерства финансов "Об утверждении перечня элементов планировочной структуры…".
Минфин в своё время погрузился в эту сферу в целях стандартизации при подготовке Федеральной информационной адресной системы. Органы власти при присвоении адресов обязаны использовать только те элементы, что присутствуют в этом перечне. Впрочем, технически ничто не мешает уже сейчас вернуть название 13–й Красноармейской ул., поскольку она не носила никакого номера и называлась Заротной. Сейчас её название вызывает путаницу, поскольку она находится с другой стороны квартала. К слову, есть похожая проблема — и ещё более существенная — с линиями Васильевского острова. Они тоже отсутствуют в приказе Минфина, что формально не даёт права присваивать адреса возведённым там новостройкам. Хотя согласно реестру Госстройнадзора адреса всё же присваиваются — за последние 2 года их получили четыре жилых дома. При этом, например, такая экзотическая форма, как тракт, в приказе Минфина учтена. Склонить ведомство внести поправки топонимистам не удаётся. "Они (Минфин. — Ред.) заявляют нам, что “мы занимаемся стандартизацией, а вы у нас нестандартные”", — добавил Рыжков.