Готовы самоограничиться: петербургские ТЦ останутся без сверхприбыли

Автор фото: Сергей Ермохин

Представители торговых центров накануне предпраздничного пика продаж обратились к властям города с просьбой не закрывать их окончательно.

Российский совет торговых центров, а также региональное отделение "Деловой России" 18 ноября направили письмо руководителю управления Роспотребнадзора по Санкт–Петербургу Наталии Башкетовой и вице–губернатору города Евгению Елину.
Предприниматели просят не допустить закрытия торговых центров. В письмах указывается, что малый и средний бизнес не оправился ещё после весеннего локдауна. Представители отрасли предлагают ужесточить меры нахождения посетителей в ТЦ и ТРК Петербурга, лишь бы не закрывать их совсем уже второй раз в этом году. Среди мер, на которые готовы пойти бизнесмены: запрет на посещение ТЦ подростками до 14 лет без сопровождения взрослых; ограничение числа посетителей из расчёта 1 человек на 8 м2 общей площади за вычетом площади технических помещений и коридоров; запрет отдыха и сидения посетителей группами в общих зонах; максимальное сокращение количества скамеек и сидений; разделение потоков на входе и выходе и другие.
Президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко сказал "ДП", что никто так и не доказал прямую зависимость роста заболеваемости от посещения ТЦ и ТРК. "ТЦ являются одним из самых “стерильных” объектов во всей инфраструктуре города, те требования сохранения эпидемиологической безопасности, которые были предписаны со стороны Роспотребнадзора, соблюдаются на гораздо более высоком уровне, в отличие от того же общественного транспорта", — считает он.

Чуть–чуть меньше арендаторов

Между тем вечером 18 ноября Смольный вновь ужесточил меры посещения ТЦ. С 23 ноября в зданиях торговых центров приостанавливается деятельность всех предприятий общественного питания, а также ледовых катков. До этого в ТЦ запретили работу фуд–кортов (правда, некоторые из них огородили корнеры и сделали отдельные входы, чтобы продолжить деятельность). Соучредитель Pita’s Сергей Жилкин отмечает, что фуд–корты обычно закрывают первыми и открывают последними. По его словам, трафик в торговых комплексах сейчас маленький, выручка упала на 40–50% по сравнению с прошлым городом. "В таких условиях работать нет смысла. Поэтому ещё месяц назад мы приняли решение закрыть нашу точку в “Галерее”. Сделать это после запрета на работу фуд–кортов было бы гораздо сложнее", — добавляет ресторатор. Резиденты торговых центров пока не начали массово убегать оттуда, но доля вакантных площадей уже увеличивается.
Консультант отдела ретейла компании JLL в Петербурге Александра Камаева отмечает, что, по данным на начало октября 2019 года, в торговых центрах города было свободно 3,4% площадей, в начале октября 2020–го этот показатель вырос до 3,9%. Собственникам удалось удержать большую часть арендаторов за счёт скидок и рассрочек платежей: "Однако прогнозируется дальнейший рост вакантности и перераспределение свободных площадей между устаревшими и современными торговыми центрами".
А вот её коллега директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева утверждает, что вакантность торговых центров на III квартал увеличилась незначительно, до 4,5%. Эксперт также отмечает, что большего увеличения доли свободных помещений удалось избежать за счёт гибких условий со стороны арендодателей.

За скидками в онлайн

Дмитрий Москаленко рассказал, что убытки среднестатистического крупного ТЦ по итогам нынешнего года достигли 200 млн рублей и более. Число покупателей осенью 2020 года снизилось на 20–30%. Люди экономят средства, отдавая предпочтение товарам первой необходимости, и стараются минимизировать походы по магазинам и развлечения.
Впрочем, в конце года у магазинов есть шанс немного поправить экономику. Ежегодная акция "чёрная пятница" и грядущие новогодние праздники из года в год позволяют торговым комплексам хорошо заработать: по данным Black–Friday.Global, в этот день продажи растут более чем на 500% по сравнению с обычным днём.
Спрос на офлайн–покупки уже начал расти. Президент Watcom Роман Скороходов отмечает, что, несмотря на ограничения, которые вступили в силу 9 ноября, трафик в ТЦ за неделю в Петербурге снизился всего на 1%, а за выходные даже вырос на 4,6%. Вероятно, что уже наступившая "чёрная пятница" стимулировала спрос покупателей.
"По итогам самой “чёрной пятницы”, вероятно, мы увидим рост ещё на 5–10%. Затем начнётся новогодняя распродажа, и, возможно, Shopping Index будет ещё расти", — предполагает он.
Впрочем, на рекордные показатели продаж, похоже, никто не рассчитывает. Ещё в прошлом году наметился тренд на перетекание "чёрной пятницы" в онлайн. В нынешнем некоторые компании сознательно устраивают распродажи только в своих интернет–магазинах.
Например, в пресс–службе H&M рассказали, что, принимая во внимание непростую эпидемиологическую ситуацию, "H&M Россия" приняло решение перенести все активности в онлайн–формат, чтобы избежать очередей и скопления людей в магазинах.

Пятница уже не такая чёрная

Спрос на скидки однозначно будет, покупатели ищут выгодные акции, но не все магазины смогут их предложить, считает первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал. "Из–за колебаний курсов валют становится сложнее делать скидку на товар на фоне роста закупочной цены. Вместе с тем, если закрыть ТЦ в предновогоднее время, после отмены ограничений часть из них больше не откроется", — опасается эксперт. Владельцам нужно платить аренду, коммунальные услуги (довольно большие для огромных помещений), возвращать кредиты.
Партнёр Jensen Group, директор "Пассажа" Дмитрий Абрамов согласен с тем, что результаты "чёрной пятницы" в этом году не будут такими же, как в предыдущем. Покупательская активность в сегменте "средний плюс" в целом сократилась, отмечает он. А Екатерина Трушлякова, исполнительный директор по торговой недвижимости PPF Real Estate Russia, настроена оптимистичнее. По её мнению, объявленные скидки, безусловно, привлекут внимание посетителей, особенно в преддверии Нового года. "По нашим оценкам, ситуация с пандемией окажет влияние на акцию: посетителей будет меньше, но средний чек будет выше, чем в прошлом году, поскольку люди будут стараться купить больше в одном месте, стараясь минимизировать риски от дополнительной логистики по городу", — считает она.
Ряд экспертов предполагают, что сокращение продаж в дни акции по сравнению с прошлым годом будет несущественным — всего на 5–10%.
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин считает, что большинство покупателей откажется от эмоциональных покупок в этом году, а сами ретейлеры будут вынуждены снизить размеры скидок, чтобы хотя бы частично компенсировать потери.
Впрочем, если торговые центры всё–таки закроют полностью, значит, компании лишатся самой крупной выручки в году. Выиграют от этого, наверное, только онлайн–ретейлеры. Петербуржцы уже не так предвзято относятся к онлайн–покупкам.
Согласно исследованию сервиса "Яндекс.Маркет" и компании GfK Rus, 68% жителей города в возрасте от 16 до 55 лет покупают через интернет, а почти треть респондентов рассказали, что делают онлайн–заказы один раз в неделю или чаще. Поэтому опасения и опережающие действия представителей торговых комплексов вполне оправданны.