"Я запомню этот апрель, все как будто вымерли": петербургский бизнес в кризис

"Деловой Петербург" продолжает цикл интервью "Петербургский бизнес побеждает кризис" с бизнесменами города о том, как они преодолевают кризисный период в экономике. На вопросы отвечает Эльдар Джавадов, владелец агентства контекстной рекламы и сети коворкингов. "Петербургский бизнес побеждает кризис" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Чем занималась ваша компания до периода самоизоляции?
— У меня две компании. Одна занимается контекстной рекламой, в этом году ей исполнилось 11 лет. Второй бизнес — это коворкинги, проекту примерно год. К марту 2020 годы мы подошли со следующими показателями: 40 клиентов у агентства по рекламе, два коворкинга в центре города и большие планы по развитию сети площадок под нашим брендом.
на фото: Эльдар Джавадов
— Самоизоляция конечно же повлияла на обе компании, но эффект был разный. В контекстной рекламе мы наблюдали плавный спад: за счёт того, что у нас длинные проекты, длинные договоры. А в коворкингах, наоборот, резко всё остановилось. Практически за одну неделю к нам просто перестали ходить люди. Все как будто вымерли, я очень хорошо запомнил этот апрель. Люди не знали, что делать, что вообще происходит. Наверное, это была массовая паника: клиенты ждали, мы ждали, собственники помещений ждали и не были готовы предоставить льготы нам. Из-за этой ситуации мы потеряли локацию и сосредоточились на одной площадке. Это 100 рабочих мест, коворкинг площадью в 600 м2 у Дворцовой площади.
Закрытие второй площадки сильно ударило по компании?
— Ещё одной причиной того, что нам пришлось сфокусироваться только на одной локации, была просадка основного бизнеса. Я уже говорил, что коворкинги — это новое направление, бизнес весной только выходил на самоокупаемость. Когда на время остановился главный денежный поток, пришлось принимать сложное решение. Сейчас могу сказать, что это был правильный выбор и решение в итоге спасло весь этот проект. Мы снова намерены расширяться, пока, правда, я не могу рассказать об этом подробнее.
на фото: Эльдар Джавадов
Поменялась ли целевая аудитория?
— Немного изменился портрет клиентов у агентства контекстной рекламы: среди заказчиков, что очевидно, появилось больше компаний, продающих товары и услуги онлайн. Более заметные изменения произошли в другой сфере. Из-за всей этой ситуации с вирусом новая группа людей почувствовала острую необходимость в коворкингах. До момента самоизоляции тихая зона была самым популярным местом в коворкинге, именно на неё был самый большой спрос. Тихой зоной мы называем зону внутри коворкинга, где нельзя громко говорить и совершать звонки. Но самоизоляция сместила акценты: места в громкой зоне оказались особенно важны для новых резидентов. Дело в том, что люди, которым нужно регулярно много и долго разговаривать по телефону по рабочим делам, не смогли делать это дома. Им нужно было новое комфортное место для работы. Так же к нам стали обращаться иностранцы, их офисы были закрыты, а им нужно было где-то работать. Это не очень большой сегмент, но такой тренд появился.
Удалось ли вам сейчас вернуться к прежним объёмам?
— Оглядываясь назад я понял, что за это время многие компании отказались от больших офисов, потому что они летом попробовали работать малыми группами в коворкингах, им понравилось, и они продлили аренду. В результате этой осенью мы почувствовали даже больший спрос на наши услуги, чем это было в прошлом году: на сегодняшний момент практически 90% мест раскуплены.
Обращались ли вы за поддержкой от государства?
— Да. По чистой случайности одно из наших юрлиц попало под льготы. Эти суммы — транши на зарплату — были небольшие. Но, по условиям программы, если мы до весны сохраняем то количество сотрудников, которое было до выдачи кредита, государство прощает нам этот долг. Конечно, нам пришлось оформить слишком много документов, чтобы их получить, это отняло большое количество времени, но да, небольшую помощь мы получили.
на фото: Эльдар Джавадов
Самоизоляция сильно повлияла на вас и ваш рынок?
— Для меня как для предпринимателя это, конечно же, не первый кризис, я помню кризис 2014 года, когда пол уходит из-под ног. Вся эта ситуация с коронавирусом меня здорово взбодрила, я понял, что по-старому мы жить уже не будем и надо перестраиваться на новый лад. Основной моей задачей в начале карантина стало погасить все кредиты, закрыть все личные обязательства, прямо как перед апокалипсисом. Если бизнес сравнить с пароходом, а меня, как предпринимателя, — с капитаном — то могу сказать точно: несмотря на волны и шторм мы идём вперёд. По коворкингам мы уже вернулись к хорошим показателям, а по контекстной рекламе вышли на показатели прошлого года. Но мы переформатировали команду, упростили подходы к работе, автоматизировали процессы. Всё это позволило нам сократить издержки и остаться в плюсе. Так что мы всё равно на плаву и с 2021 года у нас большие планы по развитию.
Видео версию интервью смотрите по ссылке.