За таблетками в Сеть: почему онлайн-продажи лекарств не потеснили аптеки

Автор фото: Сергей Ермохин

В мае в России разрешили дистанционную торговлю безрецептурными препаратами.

Эксперты прогнозировали, что потребители массово перейдут в онлайн. Однако, несмотря на пандемию, ожидания пока не оправдались. Причин тому несколько.
Во–первых, до продажи в Сети допустили далеко не всё. Там нельзя реализовывать рецептурные, психотропные или наркотические вещества, а также препараты, содержащие более 25% этилового спирта в своём составе.
Во–вторых, скорость доставки не такая высокая — сейчас заказ придётся ждать не менее 24 часов. В опросе Nielsen потребители сообщили, что в среднем заказ из онлайн–аптеки приходит почти за 2 дня (1,6 суток), в то время как желаемым для них является срок не более суток.
Другим сдерживающим фактором развития рынка и роста онлайн–продаж лекарственных средств являются установленные правительством России правила дистанционной продажи и доставки препаратов. Сейчас разрешение может получить аптечная организация с соответствующей лицензией ("осуществление фармацевтической деятельности с указанием оказываемой услуги по розничной торговле лекарственными препаратами"), опытом работы по ней не менее года и имеющая не менее 10 физических точек.
"Ограничения о количестве аптек и сроке действия лицензии поставили целый ряд игроков в неравные с остальными условия, — считает директор по развитию аналитической компании “АРЭНСИ Фарма” Николай Беспалов. — В частности, единичные аптеки в регионах остались за рамками закона, не смогут заниматься дистанционной торговлей и крупные онлайн–игроки, даже после получения соответствующих лицензий".
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин отмечает, что в конце июня за получением разрешения в Росздравнадзор обратились 50 аптечных организаций, месяцем позже таких организаций было уже 250, из них разрешение получили 122 компании.
"При этом с 18 сентября, с момента вступления в силу приказа, позволяющего Росздравнадзору блокировать сайты, всего за 6 дней ведомство заблокировало 42 онлайн–портала, которые были уличены в том, что продавали незарегистрированные в России лекарства и рецептурные препараты. Сообщения о закрытии сайтов действуют двояким образом. С одной стороны, это сигнал к тому, что не всем сайтам–продавцам можно доверять, а с другой — есть понимание, что эта сфера контролируется. Значит, в конечном счёте остаются проверенные и надёжные компании", — поделился своим мнением Галкин.

Крупная рыба

Новый рынок манит не только профильных игроков, но также маркетплейсы и крупных ретейлеров. Например, "Озон", Wildberries и "Яндекс.Маркет" проявили интерес к этой сфере ещё до того, как правительство утвердило правила дистанционной торговли. Дмитрий Галкин считает, что в долгосрочной перспективе за рынок онлайн–торговли будут бороться именно крупные игроки. В силу больших возможностей, масштаба и узнаваемости бренда им окажется проще привлекать аудиторию, в том числе стоимостью и удобством сервиса.
"Магнит" в сентябре запустил собственную онлайн–аптеку, сервис построен в формате click&collect: бронирование товаров с оплатой и самовывозом через 30 минут из удобной "Магнит Аптеки", также доступен заказ со склада из расширенного ассортимента и доставка до выбранной аптеки на следующий день.
Пока интернет–сервис работает только в Москве, тестирование планируется завершить до конца 2020 года. В пресс–службе компании рассказали, что по итогам этого периода будет принято решение о масштабировании проекта на другие регионы и его развитии.
"Это наше первое собственное предложение для клиентов в сегменте e–commerce. До сих пор наш опыт ограничивался только партнёрскими проектами. На базе онлайн–аптеки мы рассчитываем отработать технологии и операционную модель для будущего запуска собственной доставки продуктов питания и создания в конечном итоге омниканальной экосистемы", — дополнили в компании.

Офлайн сохранится

Эксперты отмечают, что ещё до легализации онлайн–торговли такие продажи лекарств уже проводились, так как можно было доставлять препараты отдельным категориям граждан. Большую долю также составляли онлайн–бронирования с самовывозом в удобной для покупателя аптеке.
"Ещё до легализации это был рынок с десятками миллионов заказов и десятками миллиардов рублей в обороте", — подмечает Дмитрий Галкин. Самые крупные профильные сервисы на сегодняшний момент — "Аптека.ру" и "Еаптека", они работают в России уже не первый год и ранее предлагали забронировать товар и забрать его из партнёрской аптеки.
Александр Буренков, директор по электронной коммерции компании "Еаптека", отмечает, что доставку лекарств в Петербурге заказывают достаточно часто: она составляет 39% всего объёма продаж.
"Несмотря на то что спрос на доставку растёт, всё равно самовывоз из аптек популярнее. Это связано с тем, что не все лекарства можно продавать дистанционно, за некоторыми по–прежнему нужно идти", — говорит он.
И тем не менее количество онлайн–заказов лекарств с апреля по настоящее время выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Буренков рассказывает, что наибольший пик роста был в мае и июне, что можно объяснить режимом самоизоляции.
Однако, по мнению Николая Беспалова, на фармрынке достаточно системных проблем, которые маскируют процесс перетока потребителей из офлайна в онлайн. Особенно он ощутим на рынке БАДов и косметической продукции, в том числе премиальных брендов, которые ранее продавались только в аптеках.
"На просторах Сети можно предложить и более интересные цены, и доставку, к тому же маркетинговая активность производителей начинает переориентироваться в сторону онлайна. В отношении лекарственных препаратов пока особенно ощутим отток по тем позициям, где безрецептурные препараты легко заменяются БАДами, скажем, пробиотики, витаминно–минеральные комплексы", — говорит аналитик.
Эксперт считает, что онлайн–направление однозначно будет активно развиваться и в пределах 1–2 лет на его долю придётся 15–20% всего фармацевтического рынка. Однако полного вытеснения офлайна ждать не приходится, так как есть некоторые объективные ограничения, связанные с привычками потребительского поведения и необходимостью консультативной помощи специалиста.