Встали на крыло: IPO девелопера "Самолёт" обошлось без скандала

Автор фото: Михаил Терещенко/ТАСС

В отличие от бумаг "Совкомфлота", рухнувших после IPO, на этот раз новичок держался крепко, несмотря на предшествовавший размещению обвал на рынках.

"Самолёт" 29 октября 2020 года объявил о продаже акций по нижней планке установленного ранее ценового диапазона (950–1100 рублей за штуку). Всего было размещено 5,1% уставного капитала компании за 2,9 млрд рублей. Её капитализация, таким образом, составила около 57 млрд рублей.
Акции продали действующие совладельцы компании, но один из них, Павел Голубков, обязался вскоре вернуть в неё часть вырученных средств, выкупив дополнительно эмитированные акции "Самолёта" на 1,5 млрд рублей по цене размещения IPO. Объём допэмиссии составит 2,5 % капитала. Полученные при размещении этих бумаг средства "Самолёт" планирует направить на приобретение новых участков и финансирование строительства текущих проектов.
В ближайшие полтора года компания обещает увеличить free–float (долю акций в свободном обращении) до 40%. В первый день торгов акции "Самолёта" торговались в диапазоне 908–1053 рублей. Причём ниже цены размещения, 950 рублей, котировки опускались лишь на считанные минуты в первый час торгов. После этого весь четверг и пятницу они были дороже, что свидетельствует о надёжной поддержке бумаг со стороны крупного покупателя.
Этим бумаги девелопера выгодно отличались от недавнего IPO "Совкомфлота", о котором писал ДП. У морского перевозчика подобной поддержки не оказалось, поэтому его бумаги уже в первый день торгов провалились ниже цены размещения на 12,8%, потом отскочили на несколько процентов. Но с тех пор в течение 3 недель они так и не смогли подняться выше планки 105 рублей, по которой купили бумаги "счастливые" участники IPO.
"История размещения “Совкомфлота” показывает, что инвесторы не так уж соскучились по отечественным IPO и не готовы активно покупать в условиях нестабильности на рынках, особенно если размещение происходит без очевидного дисконта или с премией к средним мультипликаторам", — делает вывод Алексей Васильев, советник генерального директора ИК "УНИВЕР Капитал".

Красная среда

Между тем размещение акций "Самолёта" происходило в гораздо менее благоприятной обстановке, чем IPO "Совкомфлота". Накануне, 28 октября, практически все мировые фондовые индексы испытали мощный обвал. Его причиной стала нарастающая тревога инвесторов по поводу торможения экономик из-за второй волны пандемии COVID–19.
Индекс Мосбиржи упал в среду на 2,5%, рассчитываемый по котировкам в долларах США индекс РТС — на 4,7%. Сам доллар подорожал по отношению к рублю почти на 2,5% за день. Тем временем в Европе сводный индекс Stoxx Europe 600 опустился на 2,95%, а в Германии и Италии индексы потеряли более 4%. В США индекс Dow Jones Industrial Average снизился на 3,43%, показав самое сильное дневное падение с 11 июня.

Девелоперы в фаворе

Однако то, что "Самолёт" достаточно успешно разместился на таком негативном фоне, не сильно удивляет, учитывая многомесячный рост котировок других девелоперских компаний. Так, акции "Группы ЛСР" в третьей декаде декабря достигали цены 1000 рублей, которая почти на 100% выше мартовского минимума. Похожую динамику, плюс 75–80%, показывали бумаги ПИК и "Эталона".
Правда, в последние дни, прямо перед выходом "Самолёта", они скорректировались на 5–10 %, но предыдущего масштабного подъёма эта коррекция не затмила. Главной движущей силой упомянутого ралли стало повышение спроса на жильё в связи с программой льготной ипотеки, субсидируемой государством. Эта программа льготной ипотеки была запущена в середине апреля, в разгар пандемии, и недавно была продлена до середины 2021 года. И, как заявил на днях министр финансов РФ Антон Силуанов, она может быть продлена ещё.
Льготная ипотека выдаётся под 6,5% годовых на покупку квартир в новостройках. Разницу между льготной ставкой и рыночной банкам возмещает государство. За полгода покупатели квартир получили более 230 тыс. кредитов на 669 млрд рублей. По мнению Алексея Васильева, "Самолёт" разместил акции с премией к средним по отечественному рынку мультипликаторам, но относительно перспективных аналогов развивающихся рынков, таких как тайская Amata Corporation Public Company или индонезийская PT Summarecon Agung, средняя оценка диапазона размещения предусматривала дисконт около 25–30 %.
Так что дальнейшая динамика котировок будет зависеть от движения компании в соответствии с собственными прогнозами и от реализации дивидендной политики — на дивидендные истории спрос сейчас сохраняется. По оценке экспертов ИК "ФИНАМ", согласно утверждённой "Самолётом" дивидендной политике, сумма выплат составит не менее 5 млрд рублей при любой долговой нагрузке. Это более 8% от текущей капитализации компании.
"Существенные площади с подведённой инфраструктурой (порядка 4 млн м2 ) на старте, открытые лимиты проектного финансирования (5,5 млрд рублей, коэффициент покрытия долгов более 1,2) под подтверждённые рыночным опытом объёмы продаж реализуемых проектов, высокий коэффициент поглощения (меньше 3) все эти факторы с учётом текущих показателей позволяют надеяться на рост EBITDA на уровне 20% в следующие 3–5 лет", — полагает Алексей Васильев.
Момент для размещения "Самолёт" выбрал в целом удачно, считает эксперт. Продлён срок действия льготной ипотеки, и теоретически в следующем году можно ждать аналогичного решения. "Спрос поддерживается нестабильностью на валютном рынке, многие традиционно принимают решение о покупке квартиры с учётом вопроса сохранения покупательной способности сбережений, — указывает он. — Но вот с точки зрения рынка в целом сейчас ситуация гораздо сложнее — рынок снижается. Это одна из причин размещения по нижней границе диапазона"
"Самолёт" оценён организаторами IPO дорого относительно рынка. Хотя размещение и прошло по нижней границе, это можно считать успехом. Деятельность компании можно охарактеризовать больше как менеджмент проектов. И вот здесь возникают проблемы с оценкой такого рода бизнесов. У неё минимум сотрудников и основных средств. Штат — 1,5 тысячи человек (против 11 и 14 тысяч в ГК "ПИК" и ЛСР). Компания достаточно активно использует стратегию по партнёрству с собственниками земельных участков. По факту "Самолёт" готовит документацию, проектирует, нанимает подрядчиков, покупает материалы и продаёт готовую недвижимость, но сам не строит. Основная ценность — это экспертиза сотрудников. Хотя и заявляются оптимистичные планы по росту продаж и выплатам достаточно крупных дивидендов, но, чтобы рынок смог справедливо их оценить, нужна реализация планов. Мы считаем, что потенциал роста акций «Самолёта» в течение ближайшего года невелик.
Александр Шадрин
Руководитель аналитической службы УК "Доходъ"
Цена на размещении «Самолёта» была скромная. Это обосновано двумя факторами. Первый — 70 % спроса со стороны ретейл–инвесторов и их настроения были под давлением после IPO "Совкомфлота", в рамках которого цена падала более чем на 10 % в первый же день торгов. Второй — на неделе был обвал на глобальных рынках. У акций «Самолёта» есть потенциал роста на горизонте года. В процентах — двухзначный. С моментом размещения не повезло потому, что буквально накануне наш индекс в долларах упал на 4 %. Это нельзя было заранее спрогнозировать, это просто стечение обстоятельств. В итоге выиграли от этого частные инвесторы, которые могут зайти в актив по более привлекательным ценам, которых не было бы, если бы не конъюнктура рынков.
Александр Сайганов
глава аналитического отдела ООО "Инвест Герои"