Против реформ, за эволюцию

На вопросы "ДП" отвечает председатель городского комитета по транспорту.

— По транспортному комплексу много задач. Впереди работа по новой модели транспортного обслуживания. В феврале текущего года был утверждён документ планирования. Новую модель будем выстраивать с учётом мнений жителей районов и изменений в генплан Санкт–Петербурга, графика ввода новых пассажирообразующих точек притяжения, в том числе жилых кварталов и производственных объектов. "Организатор перевозок" заказал работу по корректировке документа планирования, для того чтобы с июля 2022 года люди заметили только улучшения в работе транспортного комплекса.

Вы упоминали конкурс на разработку документации транспортного обслуживания. Расскажите, зачем этот конкурс — тем более в такие короткие сроки? Комитет понял, что в городе недостаточно выделенок и остановок, чтобы транспортная реформа заработала, как должна?

— Предлагаю определиться в терминологии. У нас нет транспортной реформы, у нас есть новая модель транспортного обслуживания. Я противник реформ, я за эволюцию в любых процессах. У нас сдвинулись сроки с 2020 года на 2022–й. Исходя из этого мы понимаем и срок транспортной работы, и срок договоров, которые будут заключены на транспортное обеспечение (он отодвигается до 2028 года). Понятно, что до этого много воды утечёт. Была критика со стороны, в том числе районов, по утверждённому документу планирования. Выпали определённые территории и т. д.
Почему такой срок? Потому что в марте 2021 года мы должны подвести итоги конкурса, а значит, объявить конкурс в феврале. Значит, сделать все расчёты мы должны в январе, чтобы всё согласовать.
Появилась необходимость учесть новые типы подвижного состава. Если раньше — автобусы только средней и большой вместимости, то сейчас — класс малой вместимости с возможностью перевозки маломобильных граждан (это основное требование — все маломобильные граждане должны иметь право равного доступа). Кроме того, на тех маршрутах, где пассажиропоток 15 человек в день, отправлять большой автобус нецелесообразно. С точки зрения пассажиропотока мы смотрим, в какое время и какие потоки образуются. Центр транспортного планирования проводит исследования. Будем смотреть — целесообразнее поставить автобус средней вместимости, но чтобы он ездил чаще, чтобы вывезти людей, соблюсти интервальность и не провоцировать скопления граждан, или на каких–то направлениях поставить автобусы малой вместимости, что позволит сэкономить расходы, но обеспечить территории транспортом в оптимальном графике.
До 2028 года у нас поменяется и карта социальных объектов. Существующая программа — строительство школ, поликлиник, больниц — всё это должно быть обеспечено транспортным обслуживанием. Исходя из этого мы приняли решение заказать профессиональное исследование, согласовать его с экспертами и с учётом оптимизированной маршрутной сети внести изменение в документ планирования и провести конкурсы в сроки, определённые постановлением правительства.
Почему мы проводим конкурс больше чем за полтора года — это один из пунктов критики новой модели транспортного обслуживания начиная с 2018 года. Опасения заключаются в том, что выигравшие конкурс перевозчики не успеют приобрести подвижной состав. Поэтому для того, чтобы они смогли это сделать, мы даём запас времени. Они должны закупить, мы должны оттестировать, что все бортовые системы, которые требуются по конкурсной документации, работают, чтобы мы смогли контролировать работу транспорта.

Планируются ли дополнительные ограничения в работе городского транспорта в связи с пандемией? При каких условиях они начнут действовать?

— У нас не было ограничений в работе городского транспорта. Это так назвали просто. Мы снимали часть маршрутов и сокращали количество транспорта в период, когда пассажиропоток упал на 80%. Надо понимать, что перевозчики, когда нет людей, получают большой убыток. Это были не ограничения, а оптимизация маршрутной сети.
Пассажиропоток упал на 80% в сравнении с 2019 годом, и на сегодняшний день он до сих пор не восстановился. Сейчас это 79% от 2019–го. Мы оптимизируем маршруты и количество транспорта под нынешнее число пассажиров. Касательно маршрутов, которые ведут в промышленные районы, то там были остановлены предприятия и пассажиропоток упал до нуля. Мы обеспечивали транспортную связь для жилых районов, больниц и других объектов социнфраструктуры. Мы понимали, что компенсировать исчезнувшую связь нам придётся. Мы подали документы на компенсацию части затрат на топливо, из–за которого перевозчики Петербурга понесли затраты в период локдауна. Мы стараемся поддерживать перевозчиков, потому что, если они обанкротятся, лучше от этого никому не станет.

Если пандемическая ситуация будет сейчас ухудшаться, то транспортные маршруты может ждать оптимизация?

— Мы не реже чем раз в 2 недели проводим ВКС с нашими перевозчиками, и, если они говорят, что пассажиропоток упал до нуля на дублирующем маршруте, мы разрешаем им снять транспорт. Остаётся социальный маршрут — который всегда в приоритете, чтобы люди, имеющие льготы, могли ими воспользоваться. Ограничения для льготников по перемещению вводить не планируется. Мы должны обеспечить этих людей возможностью перемещаться по городу с использованием льгот, которые им предоставило государство. Мы в ручном режиме, находясь в диалоге с перевозчиками, выстраиваем маршрутную сеть — исходя также из возможностей бюджета.

Хочу уточнить всё–таки про вторую волну. Будут ли массовые отмены коммерческих маршрутов, как это было весной, когда порядка 200 маршрутов отменили. К комитету по транспорту были вопросы у ФАС.

— Наше решение абсолютно законно. Мы ответили тогда УФАС. Мы действовали в рамках полномочий, предоставленных правительством Санкт–Петербурга в рамках 121–го постановления в диалоге с перевозчиками. Ещё раз повторю, что вопрос ограничений — это не вопрос комитета по транспорту. Имеются в виду в целом ограничения по экономике. На это есть рабочая группа под руководством Евгения Елина. Они и рассматривают целесообразность введения тех или иных норм совместно с Роспотребнадзором и Комздравом. Ограничения зависят от количества заболевших и свободных мест в учреждениях здравоохранения. Мы призываем к соблюдению масочного режима, потому что это позволит сдержать рост заболевших и не вводить ограничения. Кроме того, это позволит не заполнять места в больницах и не ставить наших врачей перед выбором, кого спасать, как это было в Италии. Маска — это объект защиты внешнего мира от человека. Так как пассажир сам может не болеть, но являться переносчиком. Это люди должны понимать. И когда в общественный транспорт заходят люди, уверенные, что они не заболеют и не заразят, до них надо донести мысль, что они должны от себя защитить всех остальных.

Если вернуться в нормальную реальность — будут ли расти цены в общественном транспорте?

— Повышение тарифов происходит с нового года. Иногда бывает и чаще. Спорят экономисты и финансисты — как правильнее: поднимать дважды в год стоимость услуг или один раз. Мы планируем в этом году увеличение цены за проезд в общественном транспорте. Мы внимательно работаем над "тарифным меню", которое у нас есть. На мой взгляд, 27 действующих тарифов ничего не создают, кроме путаницы. У нас будет гостевой тариф, которым пользуется порядка 10% граждан. В основном это гости нашего города. Не вижу смысла субсидировать этот тариф, он не для жителей города. Разовый тариф, который составляет 38 рублей для метро и 33 рубля для наземного транспорта, — воспользоваться им можно через "Подорожник" или Единую карту петербуржца. По второй ещё дешевле, потому что система "Мир" доплачивает городу за то, что люди пользуются этой картой. Этот тариф мы будем поднимать незначительно. Для льготников это 4%. Для билетов длительного использования — до 8%. Горожане говорят, что 50 рублей — это дорого. А вот школьники, к примеру, тратят на проезд 9 рублей, студенты — 12. Тариф длительного пользования, билет на сутки — 26 рублей. О каких 50 рублях идёт речь? Если мы поднимем тариф на 2 рубля, то в месяц человек потратит на 80 рублей больше, при условии каждодневных поездок на работу.

Сейчас в проекте бюджета, внесённом в ЗакС, заложено повышение от 8 до 12% или есть определённая сумма?

— В проекте бюджета, который согласован правительством, заложена цена на наземный транспорт по гостевому тарифу — 55 рублей, на метрополитене — 60 рублей. Разовый тариф по "Подорожнику" будет 41 рубль в метрополитене, а в наземном транспорте — 36 рублей. Соответственно, остальные билеты подорожают в пределах 7–8%, кроме отдельной категории суточных билетов, которые подорожают на 30%, но ими пользуется 1% граждан. Суточный билет в основном туристический.