Социологи обнародовали исследование нравственных ценностей россиян.
Считается, что, когда нравы падают, империи рушатся. Вот в Риме упали — и нет империи. То есть надо внимательно следить за нравами. Что социологи и делают — следят. И говорят: можно быть спокойным — в США нравы гораздо сильнее падают. А россияне ещё держатся, сохраняют нравственные ценности. То есть американская империя уже на грани, а мы на коне. Но, изучив данные опросов, можно предположить, что или наши люди врут социологам, или представления о морали у нас своеобразные.
Только что агентство "Михайлов и партнёры. Аналитика" закончило исследование, которое всех должно успокоить, — 83% россиян ничего не знают про "новую западную этику". А те 17%, слышавшие про Black Lives Matter, борьбу с харассментом и этические проблемы трансгендеров: в какой туалет ходить трансгендеру — мужской, женский или любой, всего этого не одобряют (хотя чувствующих, что нравы в мире меняются, больше — 43%). Однако всё ровно потому, что для нас это абстрактные истории. Скажем, требование называть чёрных не неграми, а n–word, кажется нашим людям смешным. Совсем с ума американцы сошли со своей политкорректностью: негр — это негр, а белый — это белый, что тут скрывать.
Но, как только социологи переходят на наши реалии, спрашивают, например, как называть людей с Кавказа, тут сразу проблема. Не знают, как называть. И социологи даже радуются, что 23% говорят, что слово "хачик" неправильно использовать. Но это значит, что 77%, видимо, считают, что "хачик" — вполне себе нормально?
Трансгендеры для нас — пока совершеннейшая абстракция. А вот про голубых у нас все знают. И с годами пропаганды с однополой любовью всё меньше народа готово мириться. В конце 1990–х однополые связи считали предосудительными 68%, а сейчас — уже 83%.
С сексом отношения у людей всё строже, если верить опросам. Сексуальную связь вне брака считали недопустимой в 1998–м 50%, сейчас — 68%. То есть растут в обществе консервативные настроения.
Но что тут удивительно: вот народ спрашивают про другое — про то, какие качества они ценят в противоположном поле. И мужчины отвечают: мы ценим в женщинах хозяйственность и заботливость (первое и второе места в списке самых важных для женщин качеств), а верность — на четвёртом месте. А женщины говорят: мы ценим в мужчинах ум и умение заработать. Верность и тут на четвёртом месте.
То есть если муж не дурак и деньги в дом приносит, то может и пофлиртовать на стороне. А если женщина ужин вкусный готовит и носки стирает, то тоже право на личную жизнь имеет.
Вообще, как только социологи спрашивают наших людей о материальном, те сразу начинают отвечать не так, как по канонам было бы положено.
Можно ли укрывать доходы от налогов? Конечно — отвечали раньше 19%, а теперь — 26%.
Спрашивают народ: можно ли жить не по средствам? Вопрос, конечно, хитрый — то ли это про жизнь в долг, то ли про жизнь не на официальные доходы. Но в любом случае всё больше народа отвечает на него: можно. В лихие девяностые так говорили 24%, а в стабильные 2010–е — 32%.
И это ещё надо учитывать, что народ социологам не всегда правду отвечает. А отвечает то, что, как он думает, отвечать правильно. Поэтому, говоря о нравственности, хорошо бы ставить перед нашими людьми более сложные вопросы. Скажем, первый: готовы ли вы сдать свою квартиру человеку с нетрадиционной ориентацией? Второй: готовы ли вы сдать свою квартиру человеку с нетрадиционной ориентацией за большие деньги? Уверен, что и на первый вопрос большинство ответит: да, а уж на второй подавляющее большинство скажет: конечно. Потому что деньги главнее.
Хотя, конечно, и тут могут соврать (то есть сказать, что не сдадут, а на самом деле — никаких проблем). Про враньё тоже спрашивали граждан России: можно ли лгать во имя благой цели? В 1992–м говорили "можно" 33%, а через 20 с лишним лет — в 2 раза больше, уже 61% отвечали, что ради благого дела не соврать — себя не уважать.
Поэтому верить во всё возрастающую нравственность нашего народа — удел идеалистов. Возможно, именно такие и работают в высших эшелонах власти.
Как говорил Карл Маркс сто с лишним лет назад, верхи полагаются на низшие круги во всём, что касается знания частностей; низы доверяют верхам во всём, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.
Может, конечно, сейчас наблюдение Маркса уже не всесильно и потому не верно?