Пан или пропал: как ТРК борются за посетителей

Предприятия, работающие в сфере общепита, гостеприимства и торговли, спустя долгое время постепенно возвращаются к работе. Часть из них не пережила пандемию, кого-то ждёт долгий период реабилитации. Но есть и такие, которые в условиях самых жёстких ограничений, выйдя из зоны комфорта, смогли посвятить время развитию бизнеса. Сегодня эти компании открывают двери перед посетителями в совершенно новом формате.

Ещё до пандемии современные торговые комплексы уделяли много внимания масштабному и разнообразному развитию собственной инфраструктуры: проводили реновацию, создавали новые пространства, внедряли технологичные объекты и системы, использовали нестандартные дизайнерские решения. Всё для того, чтобы предвидеть возможные потребности гостей и меняться в соответствии с запросами времени. Один из наметившихся трендов в сфере торговой недвижимости — трансформация фуд-кортов в так называемые гастрономические зоны, фуд-парки.
Об этом "ДП" рассказал Андрей Должиков, исполнительный директор ТРК "Лето": "Торгово-развлекательные комплексы уже давно перестали быть просто местом для шопинга. Сегодня они уже стали объектом социального назначения и досуга. Неслучайно именно зона еды и отдыха в любом ТРК является одной из точек притяжения гостей. И это нельзя не учитывать при реконцепции всего комплекса. Теперь уже странно проектировать современный торговый объект и предусматривать в нём привычный всем ресторанный дворик".
Ситуация с коронавирусом ещё раз подтвердила это: закрытые зоны отдыха и досуга не только ударили по карману предпринимателей, но и вызвали бурю возмущения посетителей ТРК. Как показали проведённые опросы, теперь гостям торговых комплексов недостаточно просто перекусить и пойти дальше за покупками, многие выезжают сюда семьёй и хотят получить эстетическое и гастрономическое удовольствие. Именно за этим приходят в фуд-парк, и в этом его принципиальное отличие от фуд-корта. С точки зрения организации пространства с фуд-кортами работает та же схема, что и с арендаторами магазинов, когда торговые комплексы стараются привлечь крупные бренды для увеличения трафика. В ситуации же с фуд-парком на первое место выходит не состав арендаторов, а правильно разработанная креативная концепция.
И хотя такой опыт даёт торговому комплексу большие преимущества, пока тенденция в виде "смены имиджа" коснулась далеко не всех. "Если вспомнить "Диффузию инноваций" Роджерса, всегда есть "инноваторы", которые находятся в авангарде любых начинаний, а есть "опаздывающие", своего рода консерваторы, со старыми привычками и нежеланием что-то менять, — отметил Андрей Должиков. — Мы всегда стараемся предугадывать тенденции. Поэтому тренд на преобразование фуд-кортов также не оставили без внимания. Недавно ТРК "Лето" после реконструкции открыл обновлённый фуд-парк. Все рестораны и кафе мы интегрировали в качественно новое оформление и объединили в несколько зон, которые отличаются по стилистике и настроению: добавили видовые столики, уединённые уголки, барные стойки, просторные диваны и тёплый, мягкий свет. Для гурманов создали зону slow food ресторанов, для ярких событий — отдельную локацию со зрительскими трибунами и музыкальным салоном с роялем".
Несмотря на нестабильное и сложное с экономической точки зрения время, эксперты сходятся во мнении, что сейчас новые, смелые решения — это то, что стремится реализовать каждый крупный комплекс в борьбе за своего гостя. В то же время раньше бизнес оставлял многие нововведения на этапе "интересно, но рисковать не будем". В итоге со временем приходит понимание того, что инфраструктура торгового комплекса — это важный аспект, который должен учитывать любой предприниматель. И если встаёт вопрос о целесообразности предлагаемых изменений, лучше решиться на этот серьёзный шаг и стать обладателем передового опыта.