О художниках русского авангарда с позднесоветского времени было сделано немало выставок. Хотя до перестройки даже Казимира Малевича и Павла Филонова цензура не жаловала, их работы, к счастью, представлены в собраниях наших музеев. Уже в 1990–е они стали классикой и в России, после чего постепенно признание начало приходить к их ученикам.
За последние пару десятилетий было много проектов, посвящённых авангардистам, оставшимся по тем или иным причинам в тени мэтров. Среди них выделяется ставшая уже программной выставка "Круг Петрова–Водкина", прошедшая 4 года назад в корпусе Бенуа. На ней едва ли не в первый раз были показаны работы Александра Лаппо–Данилевского и Бениты Эссен. Оба художника испытали влияние Петрова–Водкина. Впрочем, мэтр не был лидером школы, воспитывавшим себе подобных или перековывавшим молодёжь в художников–экспериментаторов. Петров–Водкин относился к своим ученикам как к собеседникам с собственным взглядом на творчество, идущим своим путём в искусстве. Они были для него не учениками, но младшими товарищами. И именно эта свобода, эта открытость и это внимание к индивидуальному художественному опыту привлекали талантливых живописцев и графиков.
Лаппо–Данилевского Петров–Водкин выделял среди других членов своего круга, хотя тот учился у него всего лишь около года. Лаппо–Данилевский оказался близок мэтру и по отношению к искусству, и по интересу к динамическому изобразительному языку, притом что успел он сделать совсем немного — умер в 22 года, заболев во время путешествия по югу России тифом. В основном он работал в графике, также до наших дней дошли его эскизы к театральным постановкам. Но и того немногого, что сохранилось, достаточно, чтобы увидеть в этом художнике большого, не реализовавшего себя мастера.
После смерти Лаппо–Данилевского Петров–Водкин способствовал изданию книги о нём. До недавнего времени это был едва ли не единственный опубликованный источник (материалы о нём публиковала и галерея Ильдара Галеева, где в 2015–м прошла его выставка). О вдове Лаппо–Данилевского Бените Эссен известно было и того меньше. Теперь оба имени вписаны в историю русского искусства.