Ждём быстрого выхода

Победителем Рейтинга "ДП" в 2020 году стало ПАО "Северсталь". Об итогах 2019 года "ДП" рассказал генеральный директор компании Александр Шевелев.

Как бы вы оценили 2019 год для компании? Были готовы к кризисному сценарию в 2020 году?

— Прошлый год оказался неоднозначным для всей сталелитейной отрасли. Цены на мировых рынках продемонстрировали достаточно существенное снижение, спрос упал на фоне наблюдающегося замедления темпов роста мировой экономики. В начале прошлого года мы были более пессимистично настроены, затем ситуация улучшилась. Основным драйвером роста стала строительная отрасль — наш крупнейший сегмент с долей в общих продажах 57%. В начале этого года на вопрос о том, что мы ожидаем от 2020 года, я отвечал, что рынки настолько подвержены различного рода факторам, что любые прогнозы могут быть абсолютно бессмысленными: ситуация может кардинально поменяться по совершенно разным причинам. И это касается как мирового рынка, так и российского. И что мы видим сейчас? И это, к сожалению, подтверждается в реальности. Мы не то чтобы не ожидали начала пандемии, мы год назад вообще не знали о коронавирусной инфекции!
Мы не можем прогнозировать со 100%–ной точностью, что станет очередной причиной шторма или затишья на мировых рынках. Но компании должны проводить ревизию своих слабых сторон, зон для развития, развивать новые направления и продукты, чтобы быть менее уязвимыми для внешних факторов. У "Северстали" значительный опыт противостояния различным макрорискам. Мы уже продемонстрировали значительный прогресс в реализации наших стратегических приоритетов — контроле над издержками и предложении превосходного опыта нашим клиентам. Вместе с гибкостью каналов сбыта, широкой продуктовой линейкой, а также устойчивым финансовым положением это позволяет нам с уверенностью проходить непростые периоды, продолжать реализацию намеченных ранее стратегических планов.
Коронавирусный кризис — это не внутренний структурный кризис отрасли. И мы ожидаем, что выход из него будет относительно быстрым. Но при условии, что не будет значительного роста числа заболевших COVID и новых локдаунов, очень болезненных для любого бизнеса.

Вы уже побеждали в нашем промышленном рейтинге в номинации "Экспортёр года". Как ситуация с пандемией повлияла на экспорт в 2020 году? Правда ли, что китайцы на некоторое время полностью выпали из рынка?

— Первый квартал этого года был крайне непростым для всей мировой металлургии. Это факт. В феврале в Китае случилась вспышка эпидемии COVID–19. Жёсткие меры карантина в стране привели к остановке автозаводов и строительных проектов, снижая спрос на металлопродукцию. А с учётом того, что Китай — крупнейший производитель и потребитель стали в мире, это сразу ощутила вся мировая отрасль. Впоследствии ограничения, связанные с распространением коронавируса, вступили в силу в Европе и в России. Ожидания от замедления экономики и снижения спроса на сталь привели к негативной динамике цен на прокат, начиная с марта 2020 года, однако даже тот уровень цен был значительно выше нашей себестоимости. Надо сказать, что, первым ощутив на себе кризис, Китай первым и начал восстановление — благодаря жёсткой дисциплине, свойственной китайскому менталитету, страна достаточно быстро восстановила производство, а в апреле–мае мы увидели, что внутренние цены в стране практически вышли на допандемийный уровень.
В России девальвация национальной валюты, а также сезонное ослабление спроса привели к переориентации части наших продаж на экспортные направления. С точки зрения экспорта мы очень прагматичны и гибки. Мы быстро оцениваем ситуацию и переориентируемся на те рынки, которые именно сегодня предлагают лучшую цену и показывают спрос. Мы сумели воспользоваться гибкостью наших каналов сбыта и нарастили долю экспорта стальной продукции в I квартале 2020 года до 45%, а во II квартале — 44%. Важно подчеркнуть, что в том числе благодаря этому нам удалось сохранить загрузку мощностей, несмотря на слабый спрос на домашнем рынке. При этом домашний рынок всегда был и остается для нас приоритетным. Поэтому в июне, когда мы заметили на нём улучшение и восстановление премии, мы начали возвращать объёмы в Россию.
Собственно, вышесказанное доказывает, что нам удалось обеспечить бесперебойность цепочек поставок в период пандемии как в закупках, так и в продажах. Главный урок для нас всех должен заключаться в том, что в непростые времена нужно не просто технически обеспечивать каналы поставок (в том числе с точки зрения антивирусной безопасности), но как никогда раньше поддерживать клиентов и партнёров, ещё лучше понимать их проблемы и запросы, не уронить качество продуктов, сервисов и решений.

Девальвация 2020 года для вас вызов или возможность? Может ли это повлиять на инвестиционные планы с учётом закупки импортных технологий и оборудования?

— Девальвация для нас как минус, так и плюс. Положительный эффект девальвации мы ощущаем при экспорте продукции. Однако, как вы правильно заметили, ослабление рубля может повлиять на стоимость закупки зарубежного оборудования. Кроме того, у нас валютный долг.
Что касается капекса, в текущей волатильной ситуации важны гибкость и скорость реакции на внешние факторы. Поэтому в апреле мы скорректировали свою инвестпрограмму на 15% в сторону понижения до уровня $1,45 млрд. Сокращение инвестиций не затронуло основные проекты компании: реконструкцию домны N3 и коксовой батареи № 11, запуск которых запланирован во втором полугодии 2020 года. Речь шла о точечных и менее приоритетных проектах.

Как оцениваете уровень экономической интеграции Северо–Западного региона — какие функции "Северсталь" выводит в Петербург, а какие оставляет в Череповце?

— Северо–Западный регион был и остаётся для компании "Северсталь" стратегическим регионом присутствия. Логистическая близость к основной производственной площадке в Череповце позволяет участвовать в реализации крупнейших проектов. С использованием металлопроката "Северстали" построено огромное количество объектов инфраструктуры, например ЗСД, "Лахта Центр", Дворцовый мост и т. д. "Северсталь" на протяжении многих лет успешно сотрудничает с потребителями, производство которых расположено в Северо–Западном регионе. В последние годы мы усилили свои позиции, переведя часть функций по работе с клиентами в Санкт–Петербург. Это касается команды продаж, которая ориентирована на работу с клиентами топливно–энергетической отрасли. Основная причина — быть ближе к ключевым потребителям и производственным активам, ориентированным на производство продукции для топливно–энергетической отрасли. Это Ижорский трубный завод, стан–5000 производства трубного проката и сервисный металлоцентр. Все предприятия расположены в Колпино на территории промышленной зоны Ижорские заводы.