Сооснователь, генеральный директор группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож и президент, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф
11:4926 сентября 202011:49
21095просмотров
11:4926 сентября 2020
Во вторник, 22 сентября, из официальных источников стало известно о покупке "Яндексом" TCS Group (главный актив которой — "Тинькофф банк"), факт переговоров подтвердили обе компании. Сумма сделки составит $5,48 млрд, однако пока ее окончательные условия не готовы.
Сообщениям о возможном появлении нового холдинга предшествовала новость о переименовании "Яндекс.Денег" и "Яндекс.Кассы", единоличным владельцем которых еще в июле стал Сбербанк, в "ЮMoney" и "ЮKassa". Таким образом, сервисы потеряли даже визуальную привязку к своему прародителю.
Курс на масштабный ребрендинг взял и сам Сбербанк. Крупнейший российский банк представил новый бренд "Сбер", под которым объединятся сторонние сервисы финансовой организации.
Опрошенные "ДП" эксперты сходятся во мнении, что "Яндекс" нацелился на построение конкурентной альтернативы экосистеме "Сбербанка", однако может столкнуться с трудностями при интеграции с информационной системой "Тинькофф банка".
Главный конкурент "Сбера"
Аналитики обращают внимание, что сервисная политика "Тинькофф банка" и "Яндекса" во многом схожа. В этом смысле слияние компаний выглядит логичным, особенно после развода последнего со Сбербанком из-за разного видения развития сотрудничества. Новый холдинг может серьезно изменить расклад на российском рынке банкинга.
"Если рассматривать положение дел в российском банковском секторе, то у таких крупнейших игроков как Сбербанк и ВТБ со своими экосистемами, появится достаточно сильный конкурент (не по активам конечно, хотя не стоит исключать и этого). И при условии удобства пользования естественно клиенты из других банков перейдут к "Яндексу", — отмечает старший преподаватель кафедры "Банковское дело" университета "Синергия" Антон Рогачевский.
С ним солидарен генеральный директор "РСХБ Факторинг" Михаил Яценко, который полагает, что в случае осуществления сделки с TCS Group "Яндекс" быстро восстановит свою финансовую составляющую. При этом слияние компаний, по его мнению, приведет к появлению более универсального игрока на рынке, поскольку "Тинькофф" обладает продвинутыми сервисами в сфере интернет-коммерции.
"Если эта сделка состоится, новый игрок претендует на статус главного конкурента "Сбера" в дистанционных каналах и построении экосистемы. И это будет рынок не чистого банкинга, а новая финансовая система на базе технологической платформы "Яндекса" с адекватно выстроенным банковским сервисом", — констатирует эксперт.
Старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова оценивает длительность восстановления "Яндексом" финансового сегмента при покупке в два года. За этот период компания сможет стабилизировать и даже расширить данный сегмент. Указанный срок является довольно непродолжительным в условиях сложившейся конъюнктуры и сильного конкурента в лице дуэта "Сбербанка" и Mail.ru Group.
"Интеграция сервисов экосистемы "Яндекса" в банковские приложения Tinkoff резко повысит конкурентоспособность первого. Объединение сможет нивелировать совместные усилия Сбербанка и Mail.ru по завоеванию доли рынка. Им придется улучшать условия банковских сервисов, прежде всего, повышать cashback, улучшать условия по бонусным категориям, вводить начисление процентов на остаток по кобрендовым платежным картам, которые будут использоваться для оплаты сервисов", — добавляет аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк.
Нюансы объединения
Несмотря на открывающиеся перспективы при поглощении TCS Group "Яндекс" сможет конкурировать со "Сбербанком" далеко не по всем направлениям.
"Он вряд ли сможет играть заметную роль на рынке кредитования и обслуживания крупных и средних корпоративных клиентов, также, как и на рынке услуг private banking. Просто по причине отсутствия соответствующих ресурсов. "Яндекс" теоретически сможет их найти, но это означает, что он полностью трансформируется в универсальный банк, что маловероятно", — уверен ведущий преподаватель школы бизнеса МИРБИС Владимир Григорьев.
По его мнению, новый холдинг сможет потеснить конкурентов именно в сегменте розничного кредитования и платежных услуг, где "Тинькофф банк" добился больших успехов с небольшими ресурсами.
Однако есть и другая сильная сторона банка, которая могла заинтересовать ведущий российский поисковик.
"Думаю, что "Яндекс" обратил внимание на "Тинькофф банк" только потому, что последний активно развивал для розничных клиентов инвестиционное направление. Во многом благодаря банку "Тинькофф" операции на фондовом рынке в России стали очень популярны среди населения. Есть, конечно, фундаментальный тренд ухода населения из депозитов на биржу, который связан с низкой инфляцией и падением ставок по депозитам", — считает ведущий аналитик финансовой группы QBF Олег Богданов.
Интеграция систем
После появления публикаций в СМИ о грядущей сделке, основатель "Тинькофф банка" Олег Тиньковподчеркнул, что "это не продажа, а скорее слияние" по примеру Facebook — Instagraм. По его словам, клиенты банка ничего не потеряют трансформации структуры.
С точки зрения пользователя наиболее интересным видится то, как будут интегрированы информационные системы. Если верить Тинькову, то его банк станет автономным подразделением "Яндекса" со своими отдельными сервисами, однако сценарий полного поглощения остается реальным.
"Скорее всего, продукты Тинькофф Банка будут постепенно, эволюционно растворяться в продуктовом портфеле Яндекса. При этом сервисы, которые защищены банковскими лицензиями и разрешениями банка, так и будут существовать самостоятельно. Насколько безболезненно будет проходить интеграция компаний пока оценить сложно", — считает директор по стратегии и инновациям IT-компании "Техносерв" Максим Гарусев.
Обе компании обладают развитыми цифровыми ресурсами, часть из них функционально повторяют друг друга. В первую очередь, речь идет о голосовых помощниках "Алиса" и "Олег". Исчезнет ли двойник "Алисы" или продолжит существование, пока неизвестно.
"Надо понимать, что "Тинькофф банк" и "Яндекс" работают в очень разных индустриях. Банки жёстко зарегулированы с точки зрения законодательства, а нормативная база IT только развивается. Это накладывает отпечаток на формат управления и культуру компании. Это значит, что быстро объединить команды будет проблематично, поэтому я бы не рассчитывал увидеть быстрого слияния технологий. То же касается и "отношений" Алисы и Олега — за короткое время эти инфраструктуры объединить проблематично", — отмечает директор по развитию IT компании "Примавера" Григорий Любачёв.
Эксперт допускает, что при слиянии стоит ожидать эксклюзивные интеграции сервисов двух компаний. Так, в приложении "Тинькофф" сервисы "Яндекса" скорее всего заменят все аналоги от посторонних компаний.
"Если новые сервисы будут ориентированы на современный спрос активного клиента, база, естественно, планомерно расширится и пополнится клиентами других банковских структур. Если здесь планируется сделать все "под копирку" (хотя "Тинькофф" никогда этим не отличался), то не стоит и начинать, конкуренция внутри шаблонных продуктов на рынке банков очень серьезная", — резюмирует Анна Бодрова.
Глобальная трансформация
По мнению Олега Богданова, слияние "Яндекса" и банка "Тинькофф" представляет собой серьезный вызов всей банковской системе России. Игроки рынка будут вынуждены перестраиваться и искать новые технологичные подходы к клиентам.
"Я не думаю, что цель такого слияния — мгновенное увеличение пользовательской базы. Аудитории "Яндекс" и "Тинькофф банка" близки. Тут скорее дело в стратегии, которую избрали все крупные игроки: создание экосистем (взаимоинтегрированных сервисов) и "суперприложений" (внутри которых можно решить сразу много своих пользовательских запросов от общения с друзьями до заказа еды и покупки авиабилетов)", — подчеркивает Григорий Любачёв.
Таким образом, "Яндекс" пришел к пониманию, что не сможет покрыть все потребности пользователей без дружественного банка, добавляет эксперт.
Расширение ключевой IT-компании страны, построение экосистемы "Сбербанком" и другими банками свидетельствуют о глобальной трансформации банковского сектора.
"Банки, которые не внедряют технологии и не становятся “небанками”, просто не смогут выжить и остаться на рынке, который сильно трансформируется. Многие сейчас пойдут в сторону экосистем", — заявил "ДП" сооснователь и гендиректор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев.