Кредит без залога — деньги на ветер: суд признал ИИС несостоятельным должником

Автор фото: Vostock-photo

Арбитраж в рамках процесса о несостоятельности АО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" (ИИС) ввёл в компании наблюдение.

На конец 2019 года, по данным сервиса "Контур.Фокус", ИИС демонстрировал положительные финансовые результаты: при балансе 5,4 млрд рублей и выручке 2,9 млрд рублей чистая прибыль составляла 1,9 млн рублей. "При оценке платёжеспособности ИИС я бы не стала ориентироваться на показатели чистой прибыли. Соотношение выручки 2,9 млрд с прибылью 1,9 млн вызывает некоторые вопросы", — говорит Карина Епифанцева, руководитель практики антикризисного управления и банкротства юридической компании "Дювернуа Лигал".
Она обращает внимание на некоторые нюансы: "Из баланса мы видим, что основным активом ИИС является дебиторская задолженность — 4,9 млрд, которая с 2018 по 2019 год выросла более чем в 2,5 раза. Исходя из баланса, можно сделать вывод, что кредитные деньги были получены и перечислены дальше контрагентам, которые их должнику не вернули. В причинах такой ситуации будет разбираться уже временный управляющий. Остальное имущество ИИС — это запасы на 350 млн и основные средства на 99 млн".
В феврале этого года Сбербанк обратился в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ИИС с требованием на 925 млн рублей. Задолженность у компании перед банком, как следует из материалов дела, образовалась из–за кредитов 2017 года на общую сумму 1,525 млрд рублей. Поручителем по ним выступил Глеб Евтушенко, которому через ООО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" принадлежит в компании–должнике 40%. По данным СПАРК, ФНС приостановила операции по счетам Глеба Евтушенко.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал заявление Сбербанка обоснованным, ввёл в компании первую банкротную процедуру — наблюдение и включил в реестр кредиторов требование банка и его "дочки" на 925 млн рублей. В ИИС на запрос "ДП" не ответили.
Карина Епифанцева отмечает: в определении о введении наблюдения ничего не сказано о залогах, обеспечивающих кредит. Даже если представить, что у Сбербанка в залоге товары в обороте (они же "запасы"), рассчитывать на удовлетворение за счёт их реализации не приходится. Практически всегда к моменту введения процедуры банкротства товаров в обороте у должников физически не остаётся.
"Полагаю, что ИИС является одной из компаний группы, в такой ситуации кредитору надо пытаться привлечь к ответственности виновных в банкротстве лиц. Основания для привлечения станут понятнее после установления конечных получателей кредитных средств, их аффилированности с должником и целей расходования денег. А Сбербанку следует посоветовать перестать выдавать миллиардные кредиты без обеспечения", — заключает Карина Епифанцева.