Глэмпинги завоёвывают туристический рынок

Автор фото: Scala Glamping Kabardinka

Дикая природа и обслуживание на уровне первоклассной гостиницы — краткое описание сути "гламурного кемпинга". Формат осваивается российским бизнесом весьма активно: в 2019–м в стране было порядка 60 глэмпингов, за год их количество удвоилось.

Привлекателен такой вид отдыха не только для туриста, но и для инвестора. Эксперты отмечают довольно быструю окупаемость проектов, даже без учёта особых обстоятельств лета–2020.

Туристический оксюморон

В новом ответвлении отрасли уже есть свои ассоциации, онлайн–агрегаторы, первые профессиональные операторы, а также компании, проектирующие и создающие "мобильные дома" или специальные юниты. Такую дружбу спроса и предложения объяснить легко: по данным опросов россиян, отсутствие качественных современных средств размещения вошло в топ барьеров для совершения путешествий по стране. При этом глэмпинги как альтернативный формат уже давно зарекомендовали себя в других государствах.
"Люди склонны отдыхать на дикой природе с комфортом", – говорит Антон Стариков, основатель Scala Glamping Kabardinka. Комплекс, расположенный на Черноморском побережье, с апреля 2017 года входит в мировую коллекцию глэмпингов.
Антон Стариков сегодня активно работает над созданием ряда объектов по Северо–Западу: "Мы видим высокий потенциал развития подобных проектов здесь при условии, что они будут всесезонными. Окружающая природа задаёт основную идею глэмпинга. Мы же дополняем её уникальной концепцией и архитектурой: у нас разработаны типовые решения, которые впоследствии адаптируются под конкретные локации. И, кстати, мы открыты к сотрудничеству с инвесторами".
Не всякий организованный отдых на дикой природе можно назвать глэмпингом. Впрочем, само определение пока отсутствует в нормативно–правовом поле сферы гостеприимства, как и перечень обязательных услуг, требования к благоустройству территории, организации функциональных зон, созданию инфраструктуры. За вопрос активно взялся Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ), который уже внёс в профильный комитет Госдумы ряд инициатив.
При этом эксперты рынка прекрасно знают, какие параметры отличают глэмпинг от кемпинга: круглогодичный формат, высокий уровень сервиса, наличие разных форматов жилья на территории проекта, развитая инфраструктура, обеспечение безопасности, но главное — локация. Место должно иметь хорошую транспортную доступность, быть уединённым, обладать шикарными видовыми характеристиками.
"Инстаграмная картинка — так глэмпельеры определяют удачно выбранную локацию. Как показывает практика, успех проекта на 80% зависит от месторасположения, — объясняет Антон Стариков. — Мы сейчас в поиске подходящих участков на территории Ленинградской области, по двум ведутся переговоры".
Бизнесмен также делится небольшим инсайтом: глэмпинги выгодно строить на землях лесного фонда с видом разрешённого использования "под рекреационную деятельность", которые можно брать в долгосрочную аренду. Это снизит порог входа в инвестиционный проект — по сравнению с приобретением участка в собственность.

Романтика в цифрах

Эксперты отрасли называют главной бедой этого бизнеса сезонность — однако она нивелируется при выборе в качестве жилья не брезентовых палаток, а других быстровозводимых конструкций. Рынок предлагает большой выбор интересных решений: шатры–сафари, геодезические купола, монгольские юрты, стильные модульные дома и другие необычные архитектурные сооружения.
При всесезонном формате работы вложения на старте будут существенно больше, чем в "летний" проект, но и "плюсов" прибавится: стабильный оборот предприятия, команда с постоянной занятостью — глэмпельеры–практики делают на этом акцент, ведь управляющему персоналу необходимо платить круглый год, даже в "несезон", чтобы не потерять опытных сотрудников; повышенная надёжность и долговечность конструкций — то, что сокращает расходы на восстановление комплекса в связи с износом номерного фонда.
При выборе такого варианта Антон Стариков обозначает сумму стартовых инвестиций в размере 50–70 млн рублей: в зависимости от сложности выбранного участка и количества юнитов в первой очереди строительства. Окупаемость — 4–5 лет. По словам экспертов, средняя маржинальность глэмпинга составляет 40%, оставшиеся 60% съедают операционные расходы.
Для сравнения бизнесмен приводит четырёхзвёздочный отель — притом что формат будет изначально более затратным финансово, окупится он только через 10–12 лет. Глэмпинг с тем же уровнем сервиса "отработает" вложения в указанный срок, если это не просто земля с "домиками", а проработанный концептуально интересный продукт. И, кстати, ещё одно преимущество перед гостиницей — возможность органического расширения номерного фонда при растущем спросе. Антон Стариков апеллирует к конкретным примерам: помимо глэмпинга в Краснодарском крае бизнесмен владеет загородным отелем четыре звезды "Царство–Королевство", расположенным в Выборгском районе Ленинградской области.

Только распробовали

Опыт практически завершившегося сезона показал, что интерес к новому формату проявляет разная аудитория: многое зависит от специфики проекта. Одни привлекают молодежь — расположением, инста–видами, возможностью взять весь необходимый набор оборудования и быть онлайн, когда это нужно. Другие — более зрелую аудиторию, семейные пары, которые не готовы отказываться от комфорта. Третьи ищут эксклюзивный опыт. Четвёртые хотят в нестандартной обстановке отметить важное событие.
Экотуризм лишь набирает популярность — и в этом отношении глэмпинги очень своевременно стали занимать свою нишу на рынке. Пандемия лишь ускорила укрепление тренда. Поэтому эксперты считают, что "насыщение рынка" наступит не скоро.