Информационное перебазирование: оруэлловский ад как норма

Автор фото: Сергей Николаев

Прогнозы футурологов страшно читать. Кажется, еще немножечко — и каждый чих оцифруют, так что оруэлловский ад станет новой нормой, выпасть из которой поможет только красная таблетка Морфеуса. Но повседневный опыт пока успокаивает.

Говорят, что facebook знает нас лучше друзей и родных. 50 лайков хватит, чтобы компьютер составил представление на уровне члена семьи, а 200 лайков — это уже все равно что 10 лет в браке. Одно из последствий этого — "пузырь фильтров". Американский либерал имеет лишь 5% вероятности прочитать консервативный пост в ленте. Шансы консерватора увидеть либеральные идеи чуть выше — 8%. Если вы достаточно многосторонний человек, это может кончиться ощущением скуки. А если проводите в соцсетях все свободное время — тем, что вы перестанете быть многосторонним человеком.
Неоднократно слышал и такие истории: человек общался по телефону, озвучивал желание купить автомобиль, а через некоторое время ему всюду выскакивала реклама автосалонов. Интерпретируется так: Большой Брат совсем обнаглел, не только за лайками в соцсетях следит, но и разговоры по телефону подслушивает. Правда, многие забывают, что до этого гуглили автомобили или кликали на соответствующую статью. Но если так повернуть, то вся история теряет краски.
И все–таки пока что нет ощущения, что корпорации знают нас лучше нас самих. Взять операторов связи. Вроде бы и весь цифровой след наш они, по закону Яровой, хранят, и паспортные данные выписали. Наверное, минимальное представление о социальном статусе абонента имеют. Тем не менее в рассылку регулярно приходит "гороскопы — бесплатная подписка 29 рублей в день" (без комментариев), "установи на гудок хит Элджея" (смутно себе представляю, кто это) и "быстрый способ купить ОКи в "Одноклассниках" (у меня даже аккаунта нет). Интересных предложений не было ни разу.
Да что там, даже всезнающий Google, чьи дата–аналитики должны давать мастер–классы всему оцифрованному человечеству, в youtube–рекламе предлагает мне женские средства интимной гигиены и мастер–классы о том, как удержать мужа. Чтобы вы не подумали, аккаунт записан на вполне мужское имя Георгий, а потребляемый контент — преимущественно лекции по истории и экономике. Вот вам и цифровой портрет.
Я–то сам, честно говоря, не слишком огорчен — раз уж Большой Брат так хочет следить, то пусть и дальше думает, что я девочка. Когда роботы захватят власть и каждый шаг станет достоянием системы, проще будет скрыться от мирового правительства. Но вот что думают об этом рекламодатели?