Минфин РФ объявил вчера, что сегодня, 19 августа, не будет проводить аукционы по размещению ОФЗ "в связи с возросшей волатильностью на финансовых рынках" и "в целях содействия процессу стабилизации рыночной ситуации". Подобных шагов финансовое ведомство не предпринимало с начала марта, когда из–за пандемии коронавирусной инфекции COVID–19 рынки и в самом деле трясло не по–детски.
В отличие от ситуации почти полугодовой давности, сейчас волатильность на биржах можно разглядеть разве что под микроскопом. Курсы доллара и евро к российской валюте стабильны с начала августа, колебания плюс–минус рубль не в счет. Фондовые индексы Мосбиржи и РТС за тот же период плавно подросли больше чем на 5%, что также характеризует настроения инвесторов как крайне благодушные.
Понятно, что Минфин гораздо более информирован, чем подавляющее большинство инвесторов. Но чего конкретно он ожидает прямо сегодня? Обострения в Белоруссии? Но пока тамошние протесты и действия властей по их подавлению не приводили к заметным потрясениям на финансовых рынках. К шоковому эффекту здесь, пожалуй, мог бы привести ввод российских войск в соседнюю страну, однако пока такое предположение не выглядит правдоподобным.
На мировом рынке, в принципе, есть немало поводов для волатильности. Чего стоят хотя бы постоянные вспышки злосчастной пандемии в разных странах, вызывающие реакцию властей в виде закрытия едва успевших открыться после отмены самоизоляции ночных клубов, возвращения карантинов для приезжающих из отдельных стран и т. п.
Тревогу инвесторам также могли бы внушить новости о противостоянии демократов и республиканцев в США, тормозящем расширение программ экономических стимулов. И, конечно, продолжающееся давление США на китайские технологические компании, из–за чего может вспыхнуть с новой силой, казалось бы, законченная в прошлом году торговая война.
Для обрушения котировок на мировых фондовых и сырьевых рынках в другое время могло бы хватить и одной подобной темы. Но уже запущенные и объявленные программы монетарного стимулирования так велики, что инвесторы потеряли страх. Ведь объемы доступных денег растут невиданными темпами, а активов больше не становится, так почему бы им не дорожать? И все–таки краткосрочным игрокам Минфин РФ дал повод задуматься о фиксации прибыли.