Кино про Сеть, про виртуальные отношения превратилось в клише гораздо скорее, чем, например, вестерн или детектив. Еще со времен "Одиночества в Сети" (книги, а затем одноименного фильма по роману Януша Вишневского 2000–х годов) жанр разделился на два мощных рукава, или подраздела. Первый внушает зрителю мысль — "интернет разрушает человеческие отношения", "превращает настоящую жизнь в подделку". Распространенный сюжет такого фильма: она (он) "создает поддельную личность в Сети" — и это приводит героя к трагедии или разочарованию. Уже приходилось писать, что авторы этих сюжетов, как правило, сами мало что смыслят в виртуальной жизни: выдавать себя за другого в эпоху всеобщей прозрачности — довольно затратная операция, да и попросту бессмысленная.
Другой подраздел фильмов о виртуальной жизни предполагает, что сетевое общение, напротив, как раз способно сохранять человеческие отношения. В то время как та самая "реальная жизнь" (что бы ни скрывалось под этим определением) давно уже превратилась в социальный маскарад, ярмарку тщеславия, где люди большую часть времени вынуждены соблюдать тягостные условности, врать и притворяться. Наш фильм (экранизация международного бестселлера "Лучшее средство от северного ветра" писателя Даниэля Глаттауэра) относится именно к этому типу. Его герои (домохозяйка Эмма и лингвист Лео, случайным образом познакомившиеся в Сети) решают и далее оставаться друг для друга "принципиальными незнакомцами" — именно для того, чтобы сохранить непредвзятость и объективность отношений. Этот парадокс описан еще в русской литературе XIX века: незнакомому человеку, случайному попутчику ты расскажешь о себе то, чего не поведал бы давнему знакомому или родственнику. Именно к откровенности, искренности оба героя и стремятся — на фоне "эмоционального дефицита". И до какой–то степени им это удается.
Проникаясь интересом друг к другу (в ролях — Нора Чирнер и Александр Фелинг), герои, однако, рано или поздно упираются в проблему "развиртуализации", как у нас это называется. В этом, вероятно, основная мысль фильма: неистребимо человеческое желание познать другого до конца, до дна — какими бы уточненными эстетами или законченными интровертами ни были наши герои. "Жизнь берет свое" — к этому можно было бы свести мораль фильма; при этом каждый из них более всего боится разочарования.
Впрочем, чувствуя, что для фильма этого все–таки маловато (таких работ, начиная с "Амели", тоже уже достаточно), авторы усилили интригу за счет включения в сетевой "роман для двоих" третьего — также виртуального. В сущности, сетевая ревность, как и любовь, отличается от реальной примерно так же, как цифровая подпись отличается от обычной. Человек никуда не может убежать от самого себя — то есть избавиться от ноши под названием бытие, — пусть бы он и обманывал себя при помощи разных новых форм. Откровений в фильме вы не найдете — но уж по крайней мере авторы постарались представить старые истины в новой упаковке.