"ДП" изучил, помогло ли промышленникам включение их в список системообразующих предприятий. Неожиданно выяснилось, что это позволило директорам установить личный контакт с высокопоставленными чиновниками.
Во время пандемии федеральные власти отказались от формата единого списка системообразующих предприятий страны. Отраслевые списки формировали профильные министерства. Сейчас в сводный вариант включено более 1,3 тыс. компаний, из них в списке Минпромторга — 572 организации. Для каждой из отраслей установлены свои критерии включения в перечень тех или иных предприятий — по выручке и числу сотрудников.
Компании из реестра обязаны еженедельно предоставлять чиновникам финансовые, операционные и кадровые показатели, чтобы министерства могли оперативно отслеживать происходящее в ключевых отраслях.
В свою очередь, власти предложили системообразующим господдержку. В первую очередь — полугодовой мораторий на запуск процедуры их банкротства. Компании из списка также могут претендовать на госсубсидии, льготные кредиты под 5% годовых на выплату зарплаты и пополнение оборотных средств, а также на отсрочку или рассрочку части налоговых платежей. Аналогичные перечни системообразующих предприятий, но с более объемным числом компаний создали власти в регионах.
По подсчетам "ДП", в федеральный список системообразующих включены 54 производственных предприятия, зарегистрированных в Санкт–Петербурге и Ленинградской области. Общий объем их выручки в 2019 году, по данным "Контур.Фокус", составляет 863 млрд рублей. Большая часть этих промышленников — 42 компании — прибыльна (суммарная чистая прибыль в прошлом году — 57 млрд рублей). Совокупный убыток остальных 12 — 38 млрд.
Доступно, но не всем
В пресс–службе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) отмечают, что у компаний со 100%–ным иностранным капиталом есть ограничения: из всех видов господдержки доступен только кредит по льготной ставке. "Мы подали заявку на такой кредит, но брать его пока не планируем", — говорят в ХММР.
Первая мебельная фабрика смогла получить льготный заем на выплату зарплаты, рассказывает ее гендиректор Александр Шестаков. При этом, отмечает он, постановление правительства РФ, предусматривающее такую меру, действует в отношении всех предприятий, а не только системообразующих. "Мы также обращались в Фонд поддержки промышленности с просьбой реструктурировать ранее выданный кредит, но получили отказ. В итоге вернули этот заем, перекредитовавшись в другом банке", — добавляет Шестаков.
Включение в перечень не гарантирует промышленникам господдержку, а процесс ее получения достаточно забюрократизирован, считает доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев. "Так, для льготного кредита нужно обоснование заявки, а каждую заявку на точечные меры поддержки рассматривает специальная коллегия при Минэкономразвития, — отмечает он. — Интересна и географическая структура системообразующих предприятий, треть которых пришлась на Москву".
В этой связи более эффективным оказалось налаживание личных связей с федеральными и региональными чиновниками, рассказали "ДП" несколько источников в промышленной отрасли. Например, вице–губернатор Ленобласти Дмитрий Ялов в период пандемии создавал чаты с бизнесменами в мессенджере. Обсуждение возникающих проблем в них велось почти 24 часа в сутки. Таким образом многое удалось решить очень быстро, говорит собеседник газеты.
Чиновники действительно активно старались помочь, за время пандемии промышленникам удалось наладить активные личные контакты, в том числе с помощью мессенджеров. Чиновники, включая федеральных, работали точечно, и не только в рамках "перечня системообразующих", подтверждает другой источник "ДП".
Бремя отчетов
Собеседник "ДП" в автопроме отмечает, что объем и частота данных, которые запрашивают власти, чрезмерны, а запросы часто дублируются. "При этом отрасль нуждается в поддержке, особенно направленной на сохранение рабочих мест и пополнение оборотного капитала", — подчеркивает он.
По оценке исполнительного директора ГК "Благо" Сергея Бахонкина, после того как компанию включили в обновленный перечень, число запросов и отчетов по разным направлениям действительно увеличилось кратно. Очень многие процессы отлаживались на ходу. "Должен отметить, что чиновники также трудились в авральном режиме и активно сотрудничали с нами", — говорит он.
Загрузка компании весной не снижалась, но поддержка отрасли все же потребовалась. В этом году переработчики масличных столкнулись с небывалым ростом экспорта сырья. Вывезенные объемы в несколько раз превысили прошлогодние, и риск дефицита сырья стал более чем реальным. Весной был введен запрет на экспорт подсолнечника из стран Евразийского экономического союза. "Это дало переработчикам небольшую, но возможность закупиться сырьем и продолжить работу", — говорит Бахонкин.
Хотелось бы, чтобы отчетность по федеральному перечню была унифицирована, говорит директор департамента по взаимодействию с органами госвласти компании "Биокад" Алексей Торгов. В то же время он отмечает, что государство в период пандемии активно работало и значительно облегчило регистрацию востребованных лекарственных препаратов.
"Например, впервые регулятор предоставил возможность подать все документы в электронном виде", — отмечает Торгов. Именно так был зарегистрирован препарат компании, предназначенный для борьбы с одним из осложнений COVID–19.
Системная поддержка промышленного сектора позволит, с одной стороны, минимизировать потери предприятий, с другой — не распылять государственные ресурсы, отмечают в пресс–службе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Союз машиностроителей, вице–президентом которого является гендиректор ОСК Алексей Рахманов, предлагает расширить меры господдержки, в том числе авансировать 80% стоимости контрактов в рамках гособоронзаказа, а также освободить предприятия отрасли от штрафов за возможный срыв сроков поставки из–за коронавируса. "Также судовладельцы и судостроители очень ждут решения по докапитализации лизинговых программ", — отмечают в ОСК.