Старейшая отрасль Польши рушится под давлением "зелёной энергетики" ЕС

Автор фото: Спицын Михаил
Угольный терминал

Варшава пока сопротивляется давлению Брюсселя перейти на возобновляемую энергетику, однако эксперты считают, что дни угольной отрасли Польши, в которой работают 80 тыс. человек, сочтены.

Коронавирус, как предлог

Несмотря на то, что Польша осталась единственной страной в ЕС, которая не взяла на себя обязательства до 2050 года стать «нейтральной климату», угольная промышленность страны сталкивается со всё большим давлением и, по словам экспертов, уже очевидно, что энергетическому сектору придётся «позеленеть».
Сегодня ископаемое топливо генерирует 80% потребностей Польши в электроэнергии, при этом все угольные шахты совсем недавно были полностью закрыты, а работы остановлены. Правда, не из-за политики или экономики, а в связи с очередной вспышкой коронавируса среди шахтёров. Закрыли временно, но страсти в обществе накалились. «Следующие два месяца могут стать решающими для всей угольной промышленности», - считает лидер профсоюза копателей Доминик Колорз. В отрасли беспокоятся, что коронавирус только предлог, а власти реализуют план по снижению добычи.
Все 12 шахт в Польше на три недели закрывали в июне, когда COVI-19 массово стал распространятся среди шахтёров. «Это временная приостановка работы угольных шахт, в которых были зафиксированы случаи вируса, но не были проверены все работники. Пока шахты закрыты, людям зарплаты будут выплачиваться, - объявляя о простое, говорил министр государственных активов Польши Яцек Сасин.

Отрасль хотят реструктуризировать

Как пишет Financial Times, решение было встречено не радостью, что о здоровье сотрудников власти заботятся, а злостью. Якобы, так пытаются «расправиться» со всей отраслью. Шахтёры пообещали массовые забастовки. Агентство Reuters в конце июля, ссылаясь на свои источники, сообщило, что компания PGG – крупнейший в Польше производитель угля – готовится к плану по реструктуризации, согласно которому планируется закрыть шахты Ruda и Wujek, в которых работает 7,7 тыс. человек.
Некоторые источники утверждают, что в этом плане также говорится о сокращении зарплат сотрудникам сектора, а до 2036 года – о полном отказе от добычи угля в главном «угольном регионе» Силезии. Власти эти слухи категорически опровергают. Что же было в плане в действительности, так и осталось тайной. PGG представила его некоторым профсоюзным деятелям и членам правительства, однако пятичасовые переговоры закончились ничем. Стороны соглашения не достигли.
По данным Reuters, план должны одобрить все стороны, к переговорам планируется вернуться, обновленную дорожную карту реструктуризации принять до конца сентября.

Изменения неизбежны

Несмотря на то, что польские власти регулярно повторяют, что у них нет цели, прикрываясь пандемией, урезать рабочие места в горнодобывающей отрасли, в которой занято 80 тыс. человек, эксперты настаивают, что это неизбежно. Европейская комиссия провозгласила борьбу с изменением климата одним из главных своих приоритетов. При этом угледобывающая промышленность Польши – одна из главных помех в достижении этой цели, считают в Брюсселе. Если не считать Германию, уголь в Польше генерирует сегодня столько электроэнергии, сколько весь остальной Евросоюз вместе взятый.
Как пишет Financial Times, из-за того, что Евросоюз постоянно ужесточает экологические требования к своим членам, угледобыча для экономики Польши становится всё большей финансовой ношей. В последние годы эта отрасль в Польше сталкивается с одним кризисом за другим, а зависимые от угля энергетические предприятия только подсчитывают убытки.

Генерация падала

Пандемия COVID-19 всё это только обострила – в первое полугодие этого года, после введения карантина, энергопотребление в Польше сократилось на 5%, а с помощью угля было генерировано на 12% меньше, чем за тот же период прошлого года. Дорогую электроэнергию, полученную с помощью угля, пытаются заменить на более дешёвые источники возобновляемой энергии.
И несмотря на то, что это явно временная тенденция, вызванная коронавирусом, она заставила вернуться к дискуссии – когда и как именно Польша собирается отказаться от угля и перейти на другие альтернативы.
«Пока ещё есть свобода для маневра, мы должны реализовать трансформацию электроэнергетического сектора. Если мы сейчас не предпримем необходимых решений, производителям энергии от этого не станет легче. Вместо этого нам придётся искать выход в последнюю минуту, а наши возможности итак уже очень ограничены», - утверждает глава крупнейшего польского энергетического предприятия PGE Войцех Дабровски.

Отрасль умирала давно

Кризис в польской угольной отрасли длится уже больше 30 лет. «Золотым веком» называют 80-е годы, когда в Польше добывали 19% от мирового производства каменного угля. Польша экспортировала по 40 млн тонн в год, а добывала по 200 млн тонн. И считалась угольной сверхдержавой.
К концу «десятых», показатели уже не достигали 70 млн тонн в год, а сама Польша стала импортировать к себе российский уголь. Знаменитый в стране послевоенный клич «Polska weglem stoi» («Польша – это уголь»), окончательно уходит в историю.