Синдром Мидаса: может ли золото стать новой резервной валютой вместо доллара

Автор фото: vostock-photo

Можно ли превратить все в золото и заменить им доллар в мировой торговле?

Как и следовало ожидать, сброс ФРС США $2 трлн "вертолетных денег" (еще $1 трлн — в пути) подвел мир к вопросу, а не пора ли от доллара и вовсе отказаться. И вот уже Goldman Sachs заявляет, что золото может стать новой резервной валютой вместо доллара. Одновременно повышен 12–месячный прогноз по стоимости унции — с $2000 до $2300.
Появление в публичной повестке речей о скором крахе доллара было лишь вопросом времени. Кто помнит кризис 2008–2009 годов, тот без труда различит заезженную еще тогда мелодию реквиема американской валюте. Разве что в прошлый кризис больше опасений вызывал государственный долг, а сейчас в фокусе внимания риски гиперинфляции. В России эту идею бодро поднимают на стяг консервативные экономисты, ну просто в силу своих антиамериканских настроений. Хотя не исключено, что сбережения все они держат все равно в долларах — ну не в рублях же, в самом деле, спасаться от кризиса?
Хотя "доллароненавистники" и убеждены, что после 1971 года купюры с американскими президентами превратились в "фантики", до сих пор в банках и на бирже их прекрасно принимают к обмену на золото.
В принципе, если жить "золотыми" стандартами прошлого, можно считать, что вливаниями денежной помощи твердую американскую монету "испортили" на 20%. Но пока это самое страшное, что случилось. Годовая инфляция в Америке все еще составляет 0,6%.
А как биржевые игроки оценивают будущее, можно определить по стоимости долларовых облигаций, индексированных на инфляцию (так называемые TIPS). Разница их рыночной доходности показывает прогноз инфляции, и на ближайшие 10 лет этот показатель находится на уровне 1,5% в год.
И все же есть одно важное отличие нынешнего кризиса — это уровень проникновения финансовых технологий в экономику. Во–первых, выросло число всевозможных деривативов и синтетических финансовых инструментов, ориентированных на золотые инвестиции. В их числе и так называемые "стейблкоины", работающие на технологии блокчейн, но привязанные к реальным активам, например золоту.
Во–вторых, эти инструменты стали как никогда доступны широкому кругу лиц. Носить с собой золотые слитки, согласитесь, как–то напряжно. Но сегодня в маленький смартфон помещаются такие богатства, о каких древние цари и не мечтали. При этом инвестирование через удобные приложения становится все популярнее среди широких масс. Одна из причин, почему инфляция в США не разгоняется из–за прямых выплат, — люди потратили деньги не на потребительские товары, а на биржевые. И это новая ситуация, ведь в прошлый кризис деньги выдавали банкам и корпорациям.
Все это создает новую ситуацию, в которой мысль о том, чтобы расплатиться золотом, уже не кажется такой ретроградной: даже наоборот, это мог быть шаг вперед. Все помнят продажи квартир за "условные единицы" в начале нулевых. Что помешает этим "условным единицам" превратиться в золото, особенно в международных контрактах?
Ответ: государство! Государство же и помешает. Никому из центральных банков не понравится, если в мире появятся "золотые" и "серебряные" — универсальные средства расчета, как в волшебных фэнтези–вселенных.
Мы хорошо видели, с какой истерикой реагировали финансовые власти на проект Libra — криптовалюты от facebook, которую изначально хотели привязать именно к корзине активов (металлы, акции), а не валют. Точно так же "задавят" и золото, если оно попытается взять на себя слишком много функций. В Китае, кстати, инвестиции в него уже ограничивают.
Так что проклятие царя Мидаса миру не грозит. Пока регуляторы сильны, они этого не допустят.